Крупная по местным меркам сделка на казахстанском ИТ-рынке должна быть закрыта в ближайшее время, сообщил «Курсиву» информированный источник. По его словам, американская публичная ИТ-компания FatBrain AI успешно завершила переговоры с одним из ключевых отечественных игроков – Prime Source. Редакция «Курсива» нашла в открытом доступе документы, подтверждающие сказанное.
Prime Source, по данным Kursiv Research, входит в пятерку крупнейших казахстанских разработчиков программного обеспечения и является самым большим независимым игроком в отрасли. Программное обеспечение Prime Source используется, например, для противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма, это так называемые AML-системы, и установлено, судя по заявлениям руководства, в девяти из десяти крупнейших банков Казахстана. Продукты Prime Source позволяют оптимизировать бизнес-процессы с помощью программных роботов, интегрировать разрозненные хранилища данных и так далее. Портфолио охватывает более 400 проектов в финансовой сфере, телекоммуникациях, промышленности и госсекторе.
Американская сторона
Согласно документам, найденным на портале SEC (Комиссия по ценным бумагам и биржам США), сделка заключается с американской LZG International, Inc. (OTC: LZGI), ведущей бизнес как FatBrain AI. В конце 2021 года руководство FatBrain AI, планируя расти и ориентируясь на новых клиентов, приобрела LZGI, чтобы докапитализировать компанию на рынке и получить возможность расширить деятельность, которая прежде уже велась с такими клиентами, как IBM, Bank of America, Pilgrims Pride и Comcast. В сообщении говорится, что «приобретение компанией FatBrain AI ИТ-активов включает программное обеспечение, использующее искусственный интеллект, которое помогает автоматизировать циклы принятия корпоративных решений». Акции LZGI обращаются на американском внебиржевом рынке с 2012 года. В США во внебиржевом обороте находится почти половина всех ценных бумаг – акции компаний малой капитализации, в частности компаний новой экономики, теоретически способных превратиться в крупные корпорации.
Стоит отметить, что в управленческую команду FatBrain AI, судя по всему, входят люди с богатым корпоративным и предметным опытом в ИТ. Например, генеральный директор Питер Б. Ритц руководил коммерциализацией QR-кода на мобильных устройствах в компании AirClic (куплена Motorola, позже – Descartes), помог компании Vmware перейти на лицензирование по модели SaaS, будучи членом ее консультативного совета по облачным технологиям, а также был основателем и руководил компанией Observable Networks, занимающейся сетевой безопасностью как облачной услугой с поддержкой AI/ML. Последняя в итоге была приобретена Cisco. Кроме того, вместе с главным операционным директором Шоном Кэри они вместе основали и возглавили компанию по разработке программного обеспечения и решений для корпоративного облака, «сверхмасштабного центра обработки данных и разработчика программного обеспечения для распределения рабочих нагрузок в публичном/частном облаке».
Исследованиями и разработками FatBrain руководит доктор Раджарши Дас, «пионер в области ИИ, автономных вычислений и исследований мультиагентных систем, имеющий более 25 патентов и 60 рецензируемых публикаций». До прихода в FatBrain Раджарши руководил в течение 16 лет исследованиями в области ИИ и машинного обучения в исследовательском центре IBM Watson, а в число его наставников и стажеров входят действующие профессора Гарварда, Коруэлла и руководители Google DeepMind. «Раджарши и его команда FatBrain AI разработали и внедрили автоматизированные системы принятия решений на основе ИИ во многих компаниях из списка Fortune 500 с возможностью масштабирования и динамической оценки рисков на различных уровнях и временных шкалах».
Общий профиль
FatBrain AI выбрала в качестве своего слогана «Искусственный интеллект для всех». Судя по сайту компании и пресс-релизам, команда поставила перед собой чрезвычайно амбициозную цель – заполнить нишу услуг для малого и более чем двухсотмиллионного среднего бизнеса облачными решениями с поддержкой ИИ, делающими количественную оценку и помогающими при принятии решений. Крупный бизнес прибегает к услугам McKinsey, Bain, BCG и «большой четверки» – Ernst & Young, PwC, Deloitte и KPMG. Как правило, МСБ пока довольствуется инструментами для работы с клиентами, предоставляемыми платформами FAANG, если вообще что-то использует. Но малый и средний бизнес (а это 213 миллионов предприятий по всему миру), который генерирует половину мирового валового продукта и 70% рабочих мест, по мнению FatBrain AI, не имеет в своем распоряжении достойных цифровых платформ, помогающих принимать решения. Количество доступных данных растет, дефицит времени также увеличивается, вариативность при принятии решений все больше.
FatBrain AI, похоже, пытается решить эту проблему и стать чем-то вроде автоматизированного McKinsey для среднего бизнеса, применяя искусственный интеллект для количественной оценки, выработки рекомендаций и используя множество открытых данных и информацию самих клиентов в качестве источника. Все это в конечном итоге помогает, например, оптимизировать цепочку поставок или финансовые потоки компании. Или, допустим, определить наилучшую политику вознаграждения персонала. Или использовать сервис для анализа рисков, причем в динамике. В целом, судя по сайту FatBrain AI, компания пытается создать своего рода облачный цифровой мультитул для МСБ.
В начале весны LZGI приобрела компанию Intellagents, специализирующуюся на страховых технологиях. Intellagents заменяет операционные модели страхования, в настоящее время дорогие и громоздкие, единой, простой в использовании экосистемой. В документах по сделке говорится, что платформа позволяет страховщикам и брокерам быстро улучшить взаимодействие с клиентами и повысить эффективность существующих каналов продаж, использовать искусственный интеллект для лучшей оценки рисков и корректировки ценообразования, полагаться на альтернативные данные для принятия решений, увеличивая скорость вывода продуктов на рынок и ускоряя бизнес-процессы. Очевидно, все это хорошо согласуется с общей стратегией FatBrain AI и укрепило позиции компании в страховом секторе.
И, наконец, в недавнем отчете, обнаруженном на портале SEC, говорится, что LZGI объявила, что заключила соглашение с Евгением Щербининым и Виктором Назаровым о приобретении Prime Source – казахстанской корпорации, в которую входят также дочерние компании Prime Source Innovation, Prime Source – Analytical Systems, Digitalism и InFin-IT Solution. Одним из основных направлений деятельности FatBrain AI является автоматизация с использованием искусственного интеллекта для противодействия отмыванию преступных доходов – профиль близок с Prime Source. В целом похоже, что компании довольно сильно пересекаются. В релизе о сделке говорится: «Масштабы ИТ-инжиниринга Prime Source совместно с FatBrain AI и доступной моделью подписки позволят десяткам миллионов компаний на Ближнем Востоке, в Центральной и Южной Азии присоединиться к облаку и совершить революционные изменения, используя искусственный интеллект».
Генеральный директор Prime Source Евгений Щербинин ответил на запрос «Курсива» следующее: «Сделка действительно имеет место быть. На следующей неделе мы собираемся провести пресс-конференцию в Алматы по этому поводу, где раскроем детали. По сути, создается международная корпорация, которая будет создавать продукты как для Казахстана, так и для международного рынка. Все наши существующие контракты остаются в силе. Prime Source работает в прежнем режиме, оставаясь юридически казахстанской компанией. В то же время, объединив усилия с нашими американскими партнерами, мы выходим на глобальные рынки. Для всех сторон открывается масса новых возможностей».