Владелец аэропорта Алматы обсуждал с общественностью проект здания, которое уже строят

Опубликовано (обновлено )
Редактор отдела "Недвижимость"
Работы приостановили, чтобы обсудить с городскими активистами различные концепции
Фото: Kursiv.media

TAV Airports Holding, который в 2021 году купил аэропорт Алматы, в начале года приступил к строительству нового терминала. Сейчас работы приостановили, чтобы обсудить с городскими активистами различные концепции, как должен выглядеть терминал и как поступить с историческим зданием аэропорта. Это стало известно на общественных слушаниях, которые прошли 20 июля в Алматы.

Архитектурная концепция нового терминала аэропорта на базе проекта TAV (вариант 1.1). Автор: Айдын Акбай

На встрече обсуждали проект расширения алматинского аэропорта за счет строительства нового терминала ценой $200 млн и площадью 55 тыс. кв. м – почти в два раза больше действующего. Расширение воздушной гавани – одно из условий покупки аэропорта Алматы турецким инвестором. Инфраструктура не справляется даже с текущей нагрузкой, а пассажиропоток TAV планирует наращивать до 10 млн в год.

Концептуальный проект нового терминала с переносом VIP-терминала (вариант 2.2). Источник: TAV

Между «сдвинуть» и «оставить»

Новый международный терминал расположится на месте исторического здания со шпилем (до недавнего времени – VIP-терминал). Другие локации для этой цели не подошли. Вариант размещения новостроя севернее действующего терминала, на месте авиаремонтного завода, не одобрили владельцы предприятия. Локация терминала с юга не позволяет достичь «оптимального» уровня по классификации Международной ассоциации воздушного транспорта (стандарты IATA определяют время ожидания и среднюю площадь, доступную на одного присутствую­щего человека).

Международные эксперты, которые проверяли проект нового терминала, признали здание старого аэровокзала историко-культурной ценностью. Поэтому инвесторы представили на обсуждение общественности два варианта, которые позволят сохранить историческое наследие.

Первый предполагает, что здание со шпилем останется на прежнем месте. «Согласно этому варианту новый международный терминал будет расположен за зданием VIP-терминала и эти два здания будут объединены, а вход со стороны зоны общего доступа аэропорта будет двухуровневым», – говорится в проекте TAV. Но при таком размещении часть старого здания закроет эстакада новостройки.

Второй вариант подразумевает строительство нового терминала на месте исторического здания и перенос VIP-терминала в южную часть аэропорта. Однако по проекту перенесено будет не все здание, а «ключевые элементы наследия»: витражи, декоративные элементы и по возможности бельведер (шпиль здания), уточнила координатор по экологическим и социальным вопросам TAV Airports Юлия Аллахвердиева.

Алматы загоняют в ангар

На общественных обсуждениях казахстанские архитекторы сравнили проекты алматинского аэропорта, представленные TAV, с воздушными гаванями в мегаполисах Европы, Китая и столицах СНГ.

«У наших ближних соседей – в Баку, Ташкенте – шикарные проекты аэропортов. Тот же TAV в других городах строит хорошие аэропорты. Почему Алматы заслужил лишь провинциальный ангар?» – негодует архитектор Жанна Спунер.

«Оба варианта TAV выглядят очень топорно, без архитектурного осмысления», – высказал свое мнение архитектор, специалист по проектированию аэровокзалов Айдын Акбай. Он предложил свой концепт, который, по его словам, позволяет сохранить историческое здание, интегрировав его в технологичный проект TAV и дополнив активным озеленением.

Среди предложений другого архитектора – профессора Константина Самойлова – оставить историческое здание аэропорта внутри нового терминала, убрав боковые крылья, или даже снести историческое здание и поставить его уменьшенную копию (макет) внутри нового терминала.
Но большинство городских активистов ратует за сохранение здания со шпилем. Общественник Дарья Субботина считает, что даже перемещение здания на другое место уничтожит памятник местного значения. Жанна Спунер поддерживает единомышленницу, выступая против «новодела»: «У нас сейчас отремонтировать здание не могут, не то что перенести: в стране уже нет школы реставраторов».

Общество в пролете

Более прагматичные общественники считают, что у алматинцев нет шанса получить другой концепт аэропорта, кроме предложенных TAV.

«Проект, представленный Айдыном Акбаевым, привлекателен, но уменьшает пропускную способность и эффективную площадь аэропорта. Для инвестора любое удорожание увеличивает срок окупаемости. Если сейчас мы остановим стройку, инвестор уйдет и уже больше не вернется», – предостерегает строитель, член общественного совета Алматы Тимур Нуртаев.

«Аэропорт в первую очередь – это правильная логистика, а архитектура может быть разной. Ни один из прошлых проектов не учитывал изменение инфраструктуры аэропорта. На сегодня, на мой взгляд, единственная компетентная организация – TAV. Необходимо поддержать застройщика и ускорить темпы строительства. Иначе мы еще долго будем ждать новый аэропорт», – считает основатель Urban Living Almaty Гульмира Байгабулова.

Представители TAV хотя и вынесли на суд общественности два проекта, но один из них сами же критиковали.

«Старый терминал в процессе развития аэропорта, к сожалению, уже потерял свой архитектурный контекст: с одной стороны гостиница, с другой – большой терминал. Если оставим старый терминал на прежнем месте, сзади построим огромную махину (новый терминал), а впереди его закроет эстакада, малютка наша потеряется», – отмечает Юлия Аллахвердиева.

Такое «лоббирование» можно объяснить тем, что перенос старого терминала инвестор уже согласовал с городскими властями и даже почти закончил возведение каркаса, на который потом «перенесут» (по сути построят заново) терминал со шпилем.

«Мы начали строительство, – говорит Аллахвердиева. – Сейчас работы приостановили, работаем с общественностью, ждем решение по VIP-терминалу. У нас есть международные кредиторы, у которых есть свои регламенты. Один из них – это консультации с общественностью».

«Давайте исходить из реальной ситуации. Новое строительство уже началось. Уже стоит каркас. Он сделан по определенному проекту. Значит, проект прошел согласования. Что мы здесь тогда обсуждаем?» – удивился Константин Самойлов, но ответа на свой вопрос не получил.

Читайте также