Насколько оправдана смена гражданства натурализованных спортсменов Казахстана

Опубликовано (обновлено )
Kursiv.media попытался разобраться в данном вопросе
Фото: Pixabay.com

Июль 2022-го ознаменовался двумя громкими успехами представителей РК на международной арене – победой Елены Рыбакиной в женском одиночном разряде Уимблдонского теннисного турнира и первой в истории независимого Казахстана золотой медалью чемпионата мира по легкой атлетике. Ее завоевала Нора Джеруто, выигравшая забег на дистанции 3000 метров с препятствиями, а до этого установившая на этих же соревнованиях мировой рекорд.

Тем, кто не знает, сообщу: Рыбакина и Джеруто имеют к Казахстану лишь опосредованное отношение. Теннисистка родилась и выросла в России, легкоатлетка появилась на свет в солнечной Кении и до 2017-го года, вероятно, даже не подозревала о существовании РК. Но и та и другая приносили успех отечественному спорту на законных основаниях, в статусе казахстанских граждан. Другое дело – что дадут их успехи в плане развития спорта в стране, кроме сиюминутной радости от их побед?

Между тем и до Рыбакиной с Джеруто варяги добивались значимых успехов, прославляя казахстанский флаг. В том числе – и в теннисе. Уроженка Москвы Ярослава Шведова еще в 2008-м году сменила гражданство и уже с казахстанским паспортом дважды выигрывала турниры из серии «Большого шлема» – Уимблдон и US Open. Правда, в парном разряде.

Биатлонистка Елена Хрусталева не хватала звезд под российским флагом, но выиграла серебряную награду ОИ-2010 в Ванкувере, сменив гражданство на казахстанское. Олимпийскими призерами по борьбе в составе сборной РК становились экс-россияне Геннадий Лалиев, Марид Муталимов, Гюзель Манюрова, Даниял Гаджиев, Таймураз Тагиев, Нурислам Санаев. К этому списку можно добавить и натурализованных штангистов – из той же России и Китая, но многие из них напрочь испортили свою репутацию и нанесли непоправимый урон имиджу новой родины допинговыми скандалами, поэтому называть их фамилии совсем не хочется.

Вообще же, вклад натурализованных атлетов в развитие казахстанского спорта можно поделить на три категории: успешный, сомнительный и провальный. К первому, наряду с теннисом, смело можно отнести мини-футбол (он же футзал). Усилиями главного мецената отечественного футзала Кайрата Оразбекова национальная команда Казахстана превратилась в филиал сборной Бразилии, и тут совсем не место сарказму. Дуглас Джуниор, Лео, Тайнан и Игита вместе со своими казахстанскими партнерами завоевали бронзовые медали чемпионата Европы 2016 года и вошли в четверку лучших на ЧМ-2021. При этом квартет южноамериканцев – самый что ни на есть образец для подражания всем иностранцам, решившим стать казахстанцами. В первую очередь это касается Игиты – вратарь «Кайрата» и сборной Казахстана полностью ассимилировался в новых для себя условиях, полюбил культуру и быт Казахстана и даже сделал себе татуировку на бицепсе в виде географической карты новой родины.

Если говорить о сомнительном опыте натурализации, то речь идет о двух видах хоккея – с мячом и шайбой. Да, многочисленные россияне помогли Казахстану несколько раз стать бронзовым призером чемпионатов мира по бенди. Однако большинство из них вообще никогда не выступали в чемпионате РК – по той простой причине, что этого турнира нет в природе. А во всей стране существует только один профессиональный клуб по хоккею с мячом – уральский «Акжайык», да и тот находится на грани закрытия. К тому же есть серьезные подозрения, что далеко не все игроки сборной Казахстана по бенди имеют на руках подлинные паспорта граждан РК.

Что касается классического хоккея, то в последнее десятилетие процент натурализованных исполнителей в главной команде страны достиг неприличного уровня. Североамериканцы Кевин Даллмэн, Брендон Боченски, Найджел Доус, Дастин Бойд, Джесси Блэкер, Кертис Волк, Даррен Диц, шведы Хенрик Карлссон и Виктор Сведберг, а также немалое количество россиян помогли казахстанской сборной закрепиться в высшем дивизионе мирового хоккея. Однако серьезной силой и даже крепким середняком при них национальная команда РК не стала. Ее участь – все время бороться за право остаться в элите. Впрочем, без вышеназванных игроков дела обстояли бы на несколько порядков хуже.

Наиболее провальный пример привлечения иностранной рабочей силы под казахстанское знамя – футбол. Через главную команду страны прошли десятки уроженцев России и Украины, но более-менее заметный след оставил, пожалуй, лишь один из них – Сергей Малый. Защитник «Тобола» даже пустил корни на родине – женился на местной девушке.

Но общий итог от натурализации футболистов для сборной Казахстана весьма печален. Ни сербский вратарь Ненад Эрич, ни немцы Генрих Шмидтгаль, Константин Энгель, Алескандр Меркель не помогли своей команде подняться хотя бы в первую сотню рейтинга ФИФА, а о выходе в финальную часть мирового или континентального первенств даже говорить не приходится. При этом ни один из них не отказывался от прежнего гражданства.

Читайте также