В Узбекистане сокращается выпуск алкогольной продукции. Спрос на алкоголь падает в том числе под влиянием религиозных традиций, отмечают участники рынка.
За первые три месяца года производство пива в Узбекистане уменьшилось на 14,6%, водки – почти на 20%, виноградных вин – на 23,1% (все данные относительно аналогичного периода 2021 года). Как минимум у половины из десятки производителей алкоголя, которые опубликовали отчеты на Едином портале корпоративной информации, в I квартале 2022 года наблюдается падение чистой выручки. «Курсив» поговорил с участниками рынка о причинах происходящего.
Сезонный спрос на локальный продукт
Алкоголь в Узбекистане в основном продают в специализированных магазинах. В некоторых сетях (например, в Tegen) тоже можно его найти, но чаще всего торговая политика продовольственных маркетов не предусматривает продажу спиртного.
Ассортимент алкомаркетов состоит преимущественно из локальной продукции. По данным Агентства по регулированию алкогольного и табачного рынка и развитию виноделия (АРАТР) РУз, в 2021 году импорт алкоголя в Узбекистан составил всего $4 млн. Показатели предыдущих двух лет практически такие же – $3,8 млн. Фактически весь годовой импорт можно сопоставить с квартальной выручкой одного среднего предприятия отрасли.
По словам директора сети алкомаркетов Legion Яна Таубе, в Узбекистане спрос на импортный алкоголь невысок.
«Наша компания торгует зарубежной и местной продукцией. Импортный алкоголь не может конкурировать с местными производителями по цене, так как у Узбекистана есть импортные пошлины. Вместе с акцизом в среднем это около $6 на бутылку. В нашей сети потребители покупают импорт в соотношении примерно 1 к 20, если считать в бутылочном выражении. То есть спрос на местный алкоголь намного выше и большинство других маркетов занимаются только его реализацией», – прокомментировал Ян Таубе.
В сети Legion отметили связь между уровнем спроса и религиозными традициями. Например, в апреле 2022 года, когда мусульмане держали пост, в сети зафиксировали уменьшение продаж на 80% по сравнению с мартом. В прошлом году в Рамадан сеть ушла в минус на 50%, рассказывает директор по развитию алкомаркетов Legion Елена Пахарь. Она подчеркнула, что снижение потребления затронуло в основном местную продукцию, а объем продаж импорта остался практически на том же уровне.
Узбекистанские производители, с которыми пообщался автор «Курсива», также подтвердили уменьшение спроса в апреле, отметив, что эта тенденция усиливается с каждым годом.
Сезонность на алкорынке Узбекистана также достаточно выражена. Менеджер по продажам оптовой компании Jayhun Ulgurji Сарвар Рахимов поделился, что в летнее время года продажи обычно на 50% ниже, чем в ноябре-декабре. Правда, 2022-й может стать исключением.
«В этом году никаких снижений не было», – немного удивлен Рахимов.
Невидимая бутылка рынка
На падение производства на алкогольных заводах Узбекистана в I квартале повлияло введение маркировки – с 1 января 2022 года она стала обязательной для алкогольной продукции. Самые большие технические проблемы пришлись на январь, делится Сергей Сячин, директор компании Integrated Trade Solution, которая специализируется на автоматизации бизнес-процессов. В начале года даже наблюдались перебои с поставками алкоголя в точки продаж.
Введение обязательной маркировки позволит вывести из тени нелегальный оборот алкогольной продукции, рассчитывают в Узбекистане. По оценке участников отрасли, объем серого сегмента может доходить до 50% рынка. Штраф за нарушение правил маркировки – квартальная выручка предприятия. Небольшие производства после уплаты такого штрафа, скорее всего, просто не смогут продолжать работу из-за финансовых проблем.
Реклама спиртного в Узбекистане пока запрещена, но с сентября 2022 года, когда вступит в силу новый закон о рекламе, это ограничение частично снимут. Документ разрешает рекламу натуральных и игристых вин, а также пива местного производства по ТВ и радио с 23:00 до 07:00, на железнодорожном и воздушном транспорте, в гостиницах и т. д.
«Реклама позволит доводить более полную информацию о качестве местной продукции до потребителей, включая иностранных туристов, потенциальных инвесторов и других заинтересованных лиц, поспособствует в вопросах продвижения местной продукции на зарубежных рынках», – полагает директор АРАТР Рахимжон Бобоев.
В 2021 году узбекистанские производители экспортировали вина на $700 тыс., коньяка – на $500 тыс., водки – на $200 тыс. Полуфабрикатов – виноматериала, виноградного концентрата и коньячного дистиллята – за рубеж продали больше, на $15,4 млн.