Ресурсы

Почему в Казахстане дешевеет зерно

За последние три месяца цены на зерно в Казахстане снизились со 180 тысяч до 150 тысяч тенге за тонну
Пшеница
Deposit Photos

В новом сезоне (с 1 сентября 2022 года по 31 августа 2023 года) производители с лихвой обеспечат внутренний рынок пшеницей, прогнозируют в Зерновом союзе Казахстана. Они ожидают, что с полей соберут не менее 16 млн тонн. Хороший урожай и активный ввоз пшеницы из России приведут к большим переходящим запасам и значительно снизят цену на зерно, говорит председатель Зернового союза Нурлан Оспанов.

Потянуло вниз

В конце марта пшеница третьего класса стоила 180 тысяч тенге за тонну. К августу цена снизилась до 150 тысяч тенге. На стоимость повлиял целый ряд факторов. Основным стало то, что с 1 июля Россия сняла запрет, который вводила в конце марта, на экспорт своей пшеницы.

Также на стоимость «сверху надавил» рекордный урожай зерна в России, снижение цен в РФ на пшеницу 3-го класса до 9–10 тысяч рублей за тонну, ослабление тенге по отношению к рублю. Дополнительными причинами, играющими «на понижение», стали теневой оборот российского зерна в РК, реэкспорт товара в другие страны Центральной Азии и Иран.

В Зерновом союзе подсчитали: если внутренняя цена на пшеницу в РФ составит около 12 тыс. рублей за тонну, а курс тенге к рублю будет на уровне 8,5 тенге за рубль, то цена внутри Казахстана приблизится к 135 тыс. тенге за тонну завезенной пшеницы (с учетом НДС). Серый импорт будет дешеветь еще больше – до 115 тыс. и даже 103 тыс. тенге.

«Объемы серого импорта растут по мере того, как снижаются цены. В этом году его влияние на доходы производителей будет весомым и лучше его закрыть», – считают в Зерновом союзе.

Руководитель комитета аналитики Зернового союза Евгений Карабанов назвал цену на пшеницу в 112 тысяч тенге за тонну критической. «В этом случае фермеры работают практически по нулям, – объяснил свои опасения Карабанов. – Должна быть рентабельность около 20%. Лучше всего, если цена будет 130–135 тысяч тенге за тонну. В разговоре многие фермеры соглашаются, что это справедливо».

Мучная диета

Экспортные цены на пшеницу зависят также от цен на муку, которая уходит на внешние рынки по более низким ценам, чем она продается внутри страны. Зерновой союз не раз спрашивал о причинах такой ситуации у госорганов, но ответа до сих пор нет, утверждает Оспанов.

Однако эта ситуация не позволяет повышать ценник на пшеницу, которую вывозят из РК. «Потому что импортеру выгоднее купить уже муку, – объясняет Оспанов. – Получается, что мы не можем продать дороже пшеницу, мукомолы не могут продать дороже муку. В итоге закупочная цена в Казахстане низкая – и страдает фермер».

Сейчас экспортная цена на муку составляет $420 за тонну, расчетная – $447 за тонну. Пшеницу продают в другие страны по $335 (159 тысяч тенге по курсу на 3 августа).

Руководитель комитета производства Зернового союза Талгат Алдажаров добавил, что после начала уборки озимых сбываются негативные ожидания по себестоимости муки. В следующем году ожидается повторение сценария.

«Плюс негативные ожидания по субсидированию (в феврале Минсельхоз планировал отменить все специфические субсидии фермерам. – «Курсив»). Это нехороший сигнал для рынка. Все говорит о том, что если в ближайшие годы мы не исправим ситуацию, а будем ее усугублять, ограничивая экспорт, то будет существенный отток инвестиций, падение интереса к сельскому хозяйству. Рынок может попасть в пике, из которого будет очень сложно выйти», – сказал он.

Маленький и неудаленький

В Зерновом союзе утверждают, что резкое падение цен на пшеницу лишит производителей дохода. Дело в том, что через три месяца начнется подготовка к новому посевному сезону. А это новые расходы в условиях, когда цены на все – от семян до ГСМ – растут. Поэтому производителям в 2022 году важно получить максимальный доход. Такое возможно, если создать на рынке постоянный платежеспособный спрос. Для этого правительству и игрокам нужно сотрудничать, заявили в Зерновом союзе: «Здесь должна четко сработать «Продкорпорация». Необходимо составить баланс спроса и предложения зерна и продуктов его переработки».

По словам Нурлана Оспанова, если сбудутся самые негативные ожидания по ценам, то некоторые производители пшеницы получат минимальный доход, а кто-то будет работать в убыток.

«Согласно статистике, около 60% пшеницы производят ТОО, остальное – мелкие фермеры. ТОО соблюдают технологии, соответственно, у них урожайность выше, а себестоимость ниже. Они будут работать в пределах рентабельности или с небольшим убытком. Основная доля фермеров не имеет возможности соблюдать технологии, поэтому у них урожайность ниже. Они пострадают в первую очередь», – говорит председатель Зернового союза.

Но даже незначительное уменьшение доходов приведет к трудностям с обслуживанием кредитов на «оборотку» и капитальные затраты.

«На следующий сезон производители возьмут меньше кредитов, меньше посеют, меньше будут регулировать посевные площади, а это значит, что-то не доберем. Снижение цен в любом случае отразится на доходах зернопроизводителей. В этом году роль правительства очень важна, чтобы удержать производителей на плаву», – считает Оспанов.

Откройте ворота

Эксперты Зернового союза предлагают в этом году отказаться от таких инструментов регулирования, как пошлины и квоты на экспорт. Вопрос по пошлинам поднимают переработчики для снижения цен и стабилизации рынка. Но пошлины не нужны – цены и так снижаются, указывают в Зерновом союзе.

Квотирование необходимо, чтобы покрыть внутреннее потребление, которое составляет чуть более 5 млн тонн. В этом году, по подсчетам Зернового союза, при урожае в 16 млн тонн и переходящих запасах 2,7 млн тонн экспортный потенциал зерна и муки составляет 9 млн тонн.

Основные страны – покупатели казахстанского зерна – Узбекистан, Таджикистан и Туркменистан. Также наша страна продает пшеницу в Азербайджан, Иран, Афганистан, Италию и Турцию.

Но страны – импортеры казахстанской продукции уже не рассматривают РК в качестве предсказуемого и стабильного партнера из-за долгого принятия решений по вывозу продукции. А принятые меры по ограничению экспорта зерна создали условие для замещения нашей продукции российской на рынках сбыта казахстанского зерна.

«Иран замещается российским ячменем», – приводит пример руководитель комитета транспорта и логистики Зернового союза Санжар Елюбаев.

«Нужно, чтобы государство не мешало экспорту зерна, а, наоборот, стимулировало его», – сказал руководитель комитета торговли Зернового союза Александр Малов.