Кто выигрывает в онлайн-аукционах на право недропользования в Казахстане

Опубликовано
Редактор Kursiv Research
Обозреватель отдела "Ресурсы"
Kursiv Research выяснил, какие компании собираются выиграть в нефтяной гонке

Контракты на крупные нефтегазовые участки получили компании, владельцы которых уже имеют проекты в нефтяном бизнесе. 

Чтобы оживить местную геологоразведку, которая с развала СССР только деградировала, и упростить процесс оформления контрактов, правительство РК в сентябре 2020 года внедрило онлайн-аукцион на право разведки и добычи углеводородов. С тех пор прошли четыре электронных аукциона, где были выставлены права недропользования на 79 нефтегазовых участков. Частных инвесторов заинтересовали 43 участка. 

Kursiv Research изучил результаты проведенных онлайн-аукционов, чтобы выяснить, на какие участки был высокий спрос, какие компании решили попытать счастье в поиске черного золота и кто стоит за компаниями-юниорами. 

Фото: Deposit Photos

Тройственный союз

Среди тех, кто принял участие в первых четырех аукционах, по размеру окончательного подписного бонуса лидирует контракт на разведку и добычу на участке Каменистое (Мангистауская область, недалеко от  Каспийского моря). Стартовый бонус в размере 487,8 млн тенге по итогам торгов вырос в 8,3 раза и составил чуть более 4 млрд тенге.

Победителем лота стала нефтедобывающая компания Vostok Energy-A, зарегистрированная совсем недавно, в марте 2022 года. Ее учредителями являются Ирина Устименко, Айдын Рамазанов и Виктор Шиш – предприниматели, ранее не представленные в нефтяном бизнесе. Например, последние два бизнесмена, согласно порталу Kompra.kz, имеют интересы в таких сферах, как охранный бизнес (Виктор Шиш), металлургия и стройиндустрия (Айдын Рамазанов). Отметим, что Рамазанов более пяти лет назад зарегистрировал две компании, которые занимаются разведкой и добычей твердых полезных ископаемых.

Любопытный момент: Виктор Шиш в июне 2022 года, аккурат за месяц до старта четвертого аукциона, зарегистрировал компанию Target Union, которая выиграла контракт на разведку и добычу на участках Шалва и Жалганой (оба в Мангистауской области). Размер окончательного подписного бонуса на контракт участка Шалва вырос в 38 раз, достигнув 3,3 млрд тенге (и это третье место по размеру бонуса). Контракт на разработку участка Жалганой по размеру итогового бонуса занимает 8-е место (почти 1,9 млрд тенге). 

Таким образом, компании с участием Виктора Шиша будут разрабатывать сразу три участка – Каменистое, Шалва и Жалганой. Они расположены недалеко друг от друга, между Актау и Жанаозеном. Размер окончательного подписного бонуса по ним составляет 9,2 млрд тенге, или почти треть от общей суммы всех реализованных контрактов.

Наследие Стати

Второе место – за участком Каратюбе (Актюбинская область). Изначальный подписной бонус вырос с 492,2 млн до почти 4 млрд тенге. Победителем стала также молодая нефтедобывающая компания IC Petroleum, зарегистрированная в октябре 2020 года. Но учредителем и руководителем этой компании, в отличие от Vostok Energy-A,  выступает опытный нефтяник Аскар Аубакиров. Инженер-
гидротехник по образованию попал в нефтянку в 1997 году, заняв должность менеджера финансового отдела представительства «Казахойла» в Атырау. С тех пор он успел поработать на руководящих должностях в «Эмбамунайгазе», «Узеньмунайгазе» (позже – в «Озенмунайгазе») и РД «КазМунайГаз». Два года, с 2008 по 2009-й, он был исполнительным директором в ассоциации KazEnergy, которую долгое время возглавляет казахстанский миллиардер и зять первого президента Тимур Кулибаев.

На четвертом месте контракт на добычу в Боранколе (Мангистауская область), размер подписного бонуса которого более 3 млрд тенге (увеличение в 10 раз). Контракт забрала молодая нефтедобывающая компания Nobilis Corp, она была зарегистрирована в мае текущего года. Единственным учредителем выступает 30-летний предприниматель Бауыржан Нұрланұлы.

Он возглавляет строительную компанию ABA stroi group. Ее владельцем является Байкадам Абласанов, по совместительству директор алматинского представительства «Кумколь Транс Сервиса». Эта компания занимается разведкой и разработкой месторождений углеводородов, а ее конечной материнской компанией является Equus petroleum Ltd. В 2020 году в совет директоров Equus petroleum Ltd вошел Байкадам Абласанов.

Начиная с 1999 года месторождения Боранколь и Толкын (13-е место, почти 1 млрд тенге) разрабатывала нефтедобывающая компания молдавского бизнесмена Анатола Стати Tristan Oil Ltd. Но в 2008 году казахстанские власти обвинили его в уклонении от уплаты налогов и получении незаконного дохода, а через два года расторгли договор и передали эти месторождения в доверительное управление «КазМунайТенгиз» («дочка» нацкомпании «КазМунайГаз»).

Месторождение Толкын отошло нефтяной компании Varro Operating Group, которая зарегистрирована в марте 2022 года. Ее учредителями являются Мурат Аман и Жандос Асылханов. Последний входит в топ-менеджмент крупной компании «Кумколь Транс Сервис», которая занимается разведкой и разработкой месторождений углеводородов. 

Добавим, что победитель торгов по участкам Боранколь и Толкын обязан выполнить дополнительные условия: возместить производственные затраты и вознаграждения по договору доверительного управления «КазМунайТениз», возмещение прежнему недропользованию стоимости имущества, а также обязательства по сохранению рабочих мест, уровня зарплаты и условий труда.

Пятерку замыкает участок Шатырлысай в Актюбинской области. Итоговый бонус за Шатырлысай достиг 2,1 млрд тенге, увеличившись почти в 245 раз. Кроме того, участок «занял» первое место по динамике спроса. Контракт, подразумевающий разведку и добычу, получила компания BSG Oil, зарегистрированная в ноябре 2020 года. Ее профиль – оптовая торговля сырой нефтью и попутным газом.

Фирма BSG Oil оформлена на предпринимательницу из Западно-Казахстанской области Аимгуль Баянову. Она зарегистрировала ИП «МӨЛДІР» с профилем «розничная торговля одеждой, обувью и текстильными изделиями в торговых палатках, ларьках и киосках» в начале июня 2022 года, а в конце того же месяца сняла с учета. Первым руководителем BSG Oil значится Асланбек Баянов, который, согласно информации kompra.kz, разводит МРС и управляет компанией по монтажу вентиляции и кондиционеров Batys Stroy Gas.  

Таким образом, три из пяти участков с наибольшим итоговым подписным бонусом отошли бизнесменам с опытом в нефтяной сфере.

Старые деньги в новых баррелях

Среди реализованных участков есть и те, которые отошли структурам, подконтрольным крупным казахстанским бизнесменам. Например, право недропользования на участке вблизи Кумколя (итоговый подписной бонус составил более 1,2 млрд тенге, 11-е место) получила компания с созвучным названием «Кумколь Ойл», зарегистрированная в октябре 2019 года. Контрольным бенефициаром выступает семья Сейтжановых через ФТПК «Онтустик». Состояние этой семьи казахстанский Forbes в текущем году оценил в $331 млн, она контролирует активы в гостиничном и строительном бизнесе, а также владеет нефтегазовой «Саутс Ойл» и буровой Smart-Oil.

По итогам четырех аукционов семья Сейтжановых через подконтрольные структуры  получила права недропользования на разработку еще пяти участков: Бегайдар (14-е место, 799,8 млн тенге), Карабау (17-е место, 508,4 млн тенге), Прииртышский (34-е место, 51 млн тенге), Балкудук (36-е место, 40,5 млн тенге) и Кошалак (37-е место, 33,9 млн тенге). Итоговый бонус за эти участки составил 7,8% от всех полученных взносов. Примечательно, что участки Карабау и Балкудук отошли юниорам также с созвучными названиями – «Карабау Петролеум» и «Балкудук Мунай». 

Компании Еркина Татишева (казахстанский Forbes в 2022 году оценил его состояние в $335 млн) получили права недропользования на четыре участка: Жайык (12-е место, почти 1,1 млрд тенге), Кокбулак (23-е место, 150 млн тенге), Сарылан (26-е место, 100 млн тенге), Сагиз (30-е место, 72,2 млн тенге). Общая сумма составляет 4,1% от всех реализованных контрактов за четыре аукциона. Интересы Татишева представлены в гостиничном, телекоммуникационном и горнодобывающем бизнесе, а также бизнесмен реализует нефтегазовые проекты через компанию Kazpetrol Group.

Участок Атанат замыкает топ-15 участков с наибольшим итоговым подписным бонусом (636 млн тенге, рост в 8,8 раза). Недропользователем стала компания HTS Exploration Ltd, которая зарегистрирована в ноябре 2020 года в МФЦА и которой владеет «Атырауэнерготехсервис» (принадлежит Ихласу Калиеву и Алие Кусаиновой). Первый руководитель HTS Exploration Ltd Айгуль Калиева (Мухамбеткалиевна) также руководит «Атырауэнерготехсервисом». Ихлас и Айгуль Калиевы, судя по отчеству, брат и сестра и приходятся детьми заслуженному энергетику из Атырауской области Мухамбеткали Калиеву (он сейчас занимает пост советника президента «Атырауской ТЭЦ»). Семья Калиевых получила права еще на два участка: Алашказган (21-е место, 224,6 млн тенге) и Копбулак (25-е место, 113,3 млн тенге). 

Бои за Сарайшык

В первом онлайн-аукционе были реализованы права недропользования на участки Сарайшык и Забурунье, расположенные в Атырауской области, почти за 43,3 млрд и 16,3 млрд тенге соответственно (рост в 999 и 421 раз). Право приобрела компания Petro Qazaq, которую контролирует голландская Winsple Netherlands B.V. Однако эти контракты были отозваны, поскольку инвестор не смог вовремя оплатить подписные бонусы.

Телеграм-канал KazService, ссылаясь на свой источник, написал, что конечным бенефициаром компании Winsple Netherlands B.V. является гражданин РК. «Winsple Netherlands B.V. через Petro Qazaq выиграла в ожесточенных торгах участки Сарайшык и Забурунье, предложив $140 млн. Согласно этому же источнику, Petro Qazaq не торопится выложить заявленные на торгах $140 млн за два участка. Задача стояла перебить цену появившегося конкурента (другая казахстанская компания). В итоге к 25 января 2021 года (срок оплаты) ни одна из сторон не готова оплатить такой большой подписной бонус», – следует из поста KazService. Как отмечает источник KazService, участки Сарайшык и Забурунье располагают большими запасами природного газа, а на подсолевых отложениях возможна большая нефть.

Права на эти участки по результатам третьего онлайн-аукциона отошли компаниям Sapatek Munai (участок Сарайшык) и «Сарайшык Petroleum» (участок Забурунье). Учредителем «Сарайшык Petroleum» является Виктор Нацибулин, а Sapatek Munai – Айгерим Оразбекова (Кайратовна). Но вот телеграм-канал KazService утверждает, что эти участки достались семье бизнесмена Кайрата Оразбекова (компания «Элитстрой Групп»).

Аукцион в цифрах 

По результатам четырех торгов были выставлены контракты на 79 участков, из них 43 заинтересовали инвесторов. Окончательный подписной бонус по реализованным контрактам достиг 33,6 млрд, превысив итоговую стартовую цену в 9,3 раза.

Kursiv Research, основываясь на размере итогового подписного бонуса, условно классифицировал реализованные участки на крупные, средние и малые. К крупным отнесены участки с подписным бонусом свыше 1 млрд тенге, к средним – от 500 млн до 1 млрд тенге, к мелким – до 100 млн тенге. Таким образом, за четыре онлайн-аукциона реализованы права недропользования на 12 крупных участков, 5 средних и 26 мелких.

По количеству участков предсказуемо лидируют нефтеносные регионы страны. В Атырауской области реализованы 11 участков, в Мангистауской – 10, а в Актюбинской – 7. Все они принесли казне 84,2% от всех полученных бонусов. Отметим, среди топ-15 нефтегазовых участков с высоким спросом, который определяется как разница между стартовым и итоговым подписным бонусом, есть два блока не из нефтяных регионов страны. Например, подписной бонус за право недропользования на участке вблизи Кумколя, раскинутый сразу в двух областях, Карагандинской и Кызылординской, вырос в 61,8 раза. А цена права недропользования на участке Восточный Караванчи, расположенном в Карагандинской области, увеличилась в 39,1 раза.

Продолжая анализировать географическую специ­фику, отметим лидерство Карагандинской области по количеству предоставленных нефтегазовых участков среди регионов, где нет нефтяной промышленности. В этом регионе было предоставлено право недропользования сразу на четыре участка. По одному участку в Павлодарской и Туркестанской областях.

На четырех электронных торгах разыгрывались как совмещенное право, включающее разведку и добычу, так и отдельное право на добычу. Размер стартового подписного бонуса, который, скорее всего, зависит от геологической ценности участка, является индикатором менее рискованных вложений для инвесторов. Например, четыре из пяти участков с наиболее крупными стартовыми подписными бонусами – это контракт на добычу, подразумевающий уже проделанные геологоразведочные работы. Еще одно наблюдение: два участка с контрактом только на добычу в топ-5 по размеру подписного бонуса (Каратюбе и Боранколь).

За все время проведения аукционов восемь участков выставлялись повторно. И только два из них не были проданы (Ащисай Восточный и Булашское). Отметим, что у повторно выставленных контрактов, как правило, меняются условия. Например, уполномоченный орган, чтобы повысить инвестиционную привлекательность контракта, снижает стоимость минимальных работ, увеличивает площадь разрабатываемого участка. Участок Шакпак спустя семь месяцев после первых торгов снова был выставлен на аукционе, но со сниженной программой минимальных работ (с $1,7 млн до $300 тыс.). И этого удалось добиться за счет сокращения площади участка почти на треть. Привлекательность контракта по Аральскому участку №4 была увеличена за счет сокращения программы минимальных работ на $2,5 млн, а площадь участка выросла на 10 квадратных километров.

По итогам завершенных сделок самым успешным следует назвать четвертый аукцион, который прошел в конце июля 2022 года. Были реализованы права недропользования на 16 участков (было выставлено 40), а размер подписного бонуса по этим контрактам вырос в 9,2 раза, с 2,3 до 21,1 млрд тенге.

Кандидатский минимум

На торги, где активы реализуются английским методом, выставляются нефтегазовые участки с правом недропользования. Лицензия подразумевает либо совмещенное право на разведку и добычу, либо право на добычу (лишь у пяти выставленных на торгах контрактов предполагается только добыча, по остальным необходимо провести разведку).

К торгам допускаются физические и юридические лица, которые оплатили взнос за участие (в размере 100 МРП, сейчас это 151 200 тенге), они не должны быть банкротами и иметь налоговую задолженность. Если речь идет о проекте на море, то в портфеле заявителя должен быть успешный кейс на шельфе. В случае победы на торгах недропользователь должен подтвердить, что располагает финансовыми средствами, достаточными для выполнения минимальных разведочных работ (у каждого лота собственная минимальная программа). Например, наименьшая сумма минимальной программы работ среди разыгранных лотов по итогам четырех аукционов составила $300 тыс., наибольшая – $66,5 млн.

Пакет минимальных работ выступает предохранителем от спекуляций. В сфере добычи полезных ископаемых спекулянтами считают владельцев права, которые не проводят геологоразведку, а просто ждут подходящего момента, чтобы продать свою лицензию подороже. Невыполнение минимальной программы работ, согласно законодательству, является одной из причин для расторжения контракта.

Кроме того, выдвигаются обязательные условия, если начинается добыча. Инвестор должен направлять 1% от затрат на добычу на обучение местных кадров, такая же сумма должна быть направлена на НИОКР. Также 1% от инвестиций по контракту в период добычи идет на финансирование социально-экономического развития региона и на развитие его инфраструктуры.

Еще инвесторы берут обязательства довести казахстанское содержание в работах и услугах до 50%. А вот требования в трудовой политике жестче: не меньше половины руководителей и их заместителей, 4/5 руководителей структурных подразделений должны быть казахстанцами. Причем ни одному иностранцу не разрешено работать в качестве квалифицированного рабочего, и только 10% специалистов могут быть наняты из числа зарубежных кадров.

Читайте также