Почему Актау и Туркестан стали больше вкладывать в водообеспечение
В Актау ежедневный дефицит воды составляет почти восемь олимпийских бассейнов. Один из этих бассейнов потребляют недавно построенные туристические объекты, такие как Rixos Aktau. В Туркестане, который входит в число вододефицитных, возвели «казахстанскую Венецию» – туристический комплекс с системой водных каналов. Как в регионах, «отягощенных» новой водозатратной инфраструктурой, решают проблемы нехватки воды – в материале «Курсива».
Водный мир с вододефицитом
В Актау строится целый туристический кластер. Это уже принимающий туристов пятизвездочный Rixos Water World Aktau, аквапарк и парк аттракционов, почти готовый торгово-развлекательный центр Shopping Avenue и пока только планирующиеся комплекс вилл Rixos Golf & Villas Aktau и закрытый гольф-клуб. Заявленная потребность этих объектов в воде – 2 тыс. кубометров, без малого объем олимпийского бассейна. До трети из этого объема уже потребляет Rixos Water World Aktau.
Когда строительство туристической инфраструктуры на побережье завершится, потребление может вырасти в 5 раз, до 10 тыс. кубометров в сутки (4,5 олимпийских бассейна), прогнозируют власти города.
В акимате Актау, города, которому ежедневно не хватает около 15 тыс. кубометров воды, признают, что дефицит, особенно в летний период, обусловлен как бурным ростом новых микрорайонов, увеличением количества зеленых насаждений, так и развитием туристической инфраструктуры.
Сами жители сетуют, что воду в новых районах Актау даже по графику дают не всегда, а в некоторых селах она отсутствует годами – туда воду привозят водовозки. В старых районах из-за низкого давления до жильцов верхних этажей вода может не дойти, а изношенная система водоснабжения иногда вместо питьевой выдает ржавую воду, непригодную не только для питания, но и даже для стирки.
В целом по Мангистауской области ежедневный дефицит воды составляет 51 тыс. кубометров. Для понимания: этой водой можно было бы заполнить 23 олимпийских бассейна. А к 2025 году, с учетом развития региона, дефицит может удвоиться, сообщили «Курсиву» в управлении энергетики и ЖКХ Мангистауской области.
Каспий с пресной водой
Решить проблему вододефицита в регионе власти хотят к 2025 году. Для этого планируется построить шесть новых опреснительных заводов/установок и расширить два имеющихся завода. Общая стоимость этих проектов, по данным областного управления энергетики и ЖКХ, превышает 275 млрд тенге.
Так, производительность опреснительного завода «Каспий» уже в следующем году должна вырасти на 60%, до 40 тыс. кубометров в сутки. Этот проект обойдется республиканскому бюджету в 12,6 млрд тенге. А к 2025 году завод должен нарастить мощности еще в 1,5 раза, до 100 тыс. кубометров. На это готовы потратить 25 млрд тенге.
Опреснительный завод «МАЭК-Казатомпром», пять из восьми установок которого отслужили более 30 лет (при нормативном сроке эксплуатации 20 лет), к 2024 году тоже планирует нарастить мощность до 76 тыс. кубометров в сутки. Дополнительные 24 тыс. кубометров пресной воды обойдутся владельцу в 25 млрд тенге.
Свой опреснительный завод на месторождении Каражанбас строит АО «КазМунайГаз». Его запуск в конце текущего года позволит снять часть нагрузки с магистрального водовода и использовать высвободившиеся 17 тыс. кубометров воды для нужд населения сел и города Жанаозена.
Самые дорогие проекты опреснительных заводов – в Кендерли (где тоже есть курортная зона) и Боранкуле: стоимость каждого из них оценивают в 90 млрд тенге. Проект в Кендерли должен обеспечить водой прилегающую местность и город Жанаозен, среди заинтересовавшихся проектом инвесторов – «Шеврон» и международные опреснительные компании Meinhardt, CMC, Metito и Safbone.
Проект в Боранкуле призван устранить вододефицит в селах Мангистауской области вдоль магистрального водовода и стать резервным источником питьевой воды для Актау и Жанаозена на случай техногенных аварий на Каспийском море, но пока по нему лишь планируется разработка ПСД.
Гондолы в степи
Туркестанская область, которая появилась на карте Казахстана в 2018 году по распоряжению бывшего президента Назарбаева, расположена в вододефицитном регионе, как и все территории, которые питаются водами трансграничной Сырдарьи и находятся в зоне влияния пересыхающего Арала.
Но это не повлияло на решение властей сделать Туркестан зеленым оазисом. За поэтической метафорой стояли вполне конкретные планы по созданию водозатратных объектов. Среди них строительство самого крупного в Центральной Азии туристического комплекса «Керуен-Сарай» («Караван-Сарай»). Уже по первым эскизам комплекса было понятно, что власти собираются создать «казахстанскую Венецию»: сооружения комплекса связаны между собой водным каналом, заполненным десятками кубометров воды.
Для жителей и туристов в растущем областном центре создали многочисленные фонтаны, искусственные озера с прогулочными катерами, водохранилища с пляжными зонами и даже планируют открыть олимпийское сооружение для водных видов спорта – гребной канал. В общей сложности каналы и рукотворные водохранилища Туркестана вмещают более 3 млн кубометров воды.
Одновременно с этим власти решали вопрос, где взять воду, чтобы покрыть потребности областного центра и самой области. Стали, например, ремонтировать Туркестанский магистральный канал (ТМК), построили водохранилище Кенсай-Коскорган-2, которое сохраняет в том числе паводковые воды, протянули водовод из Кентау. «В Туркестане сейчас проблемы с водой для полива нет. После того как из Кентау протянули водовод, воду девать некуда», – рассказывает представитель компании, которая занимается озеленением города.
Потребность региона в питьевой воде на 86% покрывают за счет запасов подземных вод нескольких месторождений, в их числе Миргалимсай (31,5 млн куб. метров в год) и Карашык (20,5 млн куб. метров). Остальное население по-прежнему пользуется питьевой водой из децентрализованных скважин, родников и колодцев.
Дефицит зальют деньгами
Для орошения сельхозплощадей Туркестанской области воды по-прежнему не хватает. В период обильных дождей и таяния ледников основной источник водоснабжения региона – Богенское водохранилище – переполняется, вода уходит в низовья или теряется в песках. До трети ценной влаги уходит в грунт при транспортировке на полторы сотни километров от водохранилища до потребителей по земляному руслу ТМК, который все еще находится на капитальном ремонте. В результате до конца поливного сезона воды не хватает, а оставить зеленые насаждения в засушливом климате без усиленного полива нельзя даже на несколько дней.
Власти региона продолжают вкладывать деньги в традиционные для решения таких проблем мероприятия: увеличение собираемого объема весенних вод за счет строительства новых водохранилищ, сокращение потерь при транспортировке воды за счет реконструкции и капитального ремонта существующих водоводов, магистральных каналов и других гидротехнических сооружений. До 2025 года на эти мероприятия, а также на обновление систем водоснабжения собираются потратить около 250 млрд тенге.
Самая большая сумма уйдет на строительство водовода с каскадом гидроэлектростанций на реке Угам в Казыгуртском районе. Судя по комплексному плану развития региона, частный инвестор (его акимат не называет) в 2022–2025 годах готов потратить на этот проект 130 млрд тенге. Хотя общая стоимость проекта, озвученная главой области Умирзаком Шукеевым, оценивается в 700 млрд тенге.
Строительство и реконструкция систем водоснабжения и водоотведения в Туркестанской области в 2021–2025 годах обойдется бюджету в 62 млрд тенге.
На капитальный ремонт трех магистральных каналов в республиканском и местном бюджетах на 2021–2023 годы предусмотрено 38,7 млрд тенге. Земляные русла каналов заменят на бетонные (чтобы вода не уходила в грунт), сделав их более узкими и глубокими (это поможет уменьшить испарение). Самые затратные из проектов – главные водные артерии Туркестана: ТМК (18,8 млрд тенге) протяженностью 142 километра и Арысский магистральный канал (15 млрд тенге) длиной 60 километров. Ремонт и замена гидроузла на третьем объекте – Караспанском магистральном канале – обойдется бюджету в 4,8 млрд тенге.
Стоимость двух новых водохранилищ – Саркырама на реке Боген и Кенсай-Коскорган-2 в сельском округе города Кентау – составит 9 млрд тенге. Эти водоемы должны собирать около 50 млн кубометров весенних и дождевых вод, которые не помещаются в существующее Богенское водохранилище.
«Сэкономленная» вода будет обеспечивать в том числе и создаваемый в Туркестане зеленый пояс площадью 22 гектара – проект стоимостью 19 млрд тенге.
Масштабные вливания денег как в туристические объекты, так и в проекты водообеспечения могут оказаться напрасными, если вода в достаточном количестве не появится у всех жителей вододефицитных регионов.
«Вопросы вододефицита и прочие проблемы прежде всего должны решаться для населения. Насколько комфортно живется населению, настолько гостеприимным оно будет, ожидая и радуясь потокам туристов в свои города и регионы, – отмечает консультант Азиатского банка развития по проектам развития туризма Людмила Кузнецова. – Дискомфорт, связанный с нехваткой воды, может привести к оттоку туристов и отсутствию так называемых возвратных туристов».
Редактор текста Татьяна Трубачева