Общая картина, которую показало исследование Kursiv Research, внушает осторожный оптимизм. 60% казахстанцев ни разу за последние три месяца не попадали в стрессовую ситуацию. Для сравнения, в России, согласно опросу, проведенному Всероссийским центром общественного мнения в июле этого года, хорошей стрессоустойчивостью может похвастаться менее половины граждан. Однако около 25%, или каждый четвертый житель Казахстана, сталкивался с такими ситуациями довольно часто, несколько раз в месяц и больше. Центр социологических исследований Kursiv Research провел опрос среди казахстанцев для того, чтобы понять, какие причины чаще всего заставляют их нервничать и как предпочитают бороться со стрессом жители страны.
Рабочий вопрос
Согласно полученным данным, казахстанцев больше всего заставляет нервничать работа. Так ответили на вопрос 39,1% опрошенных.
По мнению психолога и поведенческого аналитика Сергея Семенченко, работа всегда была и будет стрессовым фактором, потому что для жизни и для содержания семьи нужен стабильный и предсказуемый доход.
«Есть доход – значит, все наши обязательства перед семьей выполнены, все накормлены, одеты, здоровы – мы не переживаем, мы спокойны, мы можем строить прогнозируемые планы. Каждый раз, когда в мире что-то случается (катаклизмы, эпидемии, войны и т.д.), нарушается то, к чему стремятся все люди, – стабильность. Кто-то может лишиться работы, кому-то приходится экономить, сокращать траты, у кого-то рушатся планы на учебу, поездки, покупки. Нестабильность – это всегда стресс. И человек будет испытывать стресс до тех пор, пока не вернется к стабильной жизни», – говорит он.
Вторым ощутимым источником стресса для казахстанцев являются проблемы дома или в семье. 31,1% опрошенных волнуют бытовые и семейные вопросы.
«Проблемы в семье отражаются абсолютно на всех членах семьи. Во-первых, они имеют прямое отношение к предыдущему вопросу – стабильной работе и стабильному доходу. Есть люди, которые после нервного трудового дня идут отдохнуть домой и зарядиться энергией в семье, а есть те, кто приходит с работы домой и выплескивает весь полученный за день негатив на членов семьи. Во-вторых, как ни крути, у нас в стране есть определенные традиции: родственники так или иначе вмешиваются в дела семьи или влияют на них, старшее поколение, которому тоже стремятся угодить, и т.д. У кого в семье они есть, те живут с очень большим грузом ответственности – как жить так, чтобы все были довольны. И избавиться от этой ответственности не могут», – говорит психолог.
23,6% опрошенных казахстанцев переживают из-за финансовых трудностей: нехватка денег, кредиты, долги, маленькие зарплаты и пенсии.
Кто страдает больше
За последние три месяца не сталкивались со стрессом 56,3% женщин и 64,8% мужчин. Это говорит о том, что к волнению более склонны женщины. Среди них стресс каждый день испытывают 8,2%, несколько раз в месяц нервничают 10,7%. При этом среди мужчин каждый день нервничают 8,5%, несколько раз в месяц тревожатся только 6,9%.
Самыми спокойными оказались неработающие студенты. 79,5% из них не сталкивались со стрессом в последние три месяца.
Среди пенсионеров работающие подвержены стрессу гораздо больше, чем те, кто уже не работает или числится инвалидом. 71,3% среди них не сталкивались со стрессом в последние три месяца, тогда как среди работающих пенсионеров не нервничали только 43,5%, а 37% из них волновались один или два раза за прошедшие три месяца.
Среди безработных только 9,3% сталкиваются со стрессом каждый день.
Больше всего, согласно опросу, стрессу подвержены фрилансеры. Не сталкивались со стрессом за последние три месяца меньше половины опрошенных – 46,5%. Несколько раз в месяц нервничали 16,9%, 14% переживают каждый день. Не отстают от них и предприниматели: 13,3% нервничают ежедневно, 11,7% – несколько раз в неделю.
Нервная работа
Самая проблемная отрасль – здравоохранение. Низкие зарплаты и постоянные переработки заставляют испытывать стресс около 70% медицинских работников.
Вторую и третью позиции в антирейтинге стрессоустойчивости (67% и 65% соответственно) заняли IT и финансовый сектор, где вроде бы с зарплатами лучше, чем в других отраслях. Вероятно, на уровень стресса здесь влияют другие факторы, либо доходы растут медленнее ожиданий. Четвертую строчку занял просевший в пандемию общепит – 59%. В первую пятерку самых нервных профессий попали и госслужащие: каждый третий из них испытывает стресс каждый день.
Лучше всех чувствуют себя работники культуры, искусства и спорта – 77% ни разу не сталкивались с этой проблемой за последние три месяца. Примерно на том же уровне находятся и работники логистической отрасли, которая сумела достаточно быстро восстановиться после пандемийных потрясений.
И стар и млад
Наиболее подверженная стрессу группа — люди среднего возраста (от 30 до 44 лет) на пике рабочей активности. Только 54% из них вообще не нервничали за три месяца. При этом среди тех, кто сталкивался со стрессовыми ситуациями каждый день, доля этой группы самая большая – 44,6%. На втором месте среди нервничающих ежедневно группа от 45 до 60 лет – 22,8%, далее идут люди от 60 и старше – 17,8% – и те, кому от 18 до 29 – 14,9%.
Место проживания тоже влияет на уровень стресса в организме. Горожане чаще страдают от него, чем сельчане (42,5% и 35,5%). Виной тому плохая экология, пробки, напряженный ритм городской жизни. Неудивительно, что среди регионов больше всего на эту проблему жалуются жители миллионников – Алматы, Нур-Султана и Шымкента, где с ней столкнулся каждый второй. Самую высокую устойчивость к стрессовым ситуациям показывают жители Кызылординской и Атырауской областей. Среди них доля тех, кого обошла эта беда, составляет 80%, на 20 процентных пунктов больше, чем в среднем по стране.
Интересно, что среди тех, кому приходится нервничать ежедневно, горожан – 78%, а жителей сел – всего 22%. Жизнь в городе добавляет стресса, главным образом, мужчинам. Сельские мужчины на 11% более стрессоустойчивы, чем городские, тогда как женщины и в городах, и в селах нервничают примерно одинаково.
По этому поводу психолог Сергей Семенченко рассуждает так: со стрессом так или иначе сталкиваются как жители мегаполисов, так и жители более спокойных регионов.
«Просто люди, не живущие в мегаполисах, не осознают, что их привычная жизнь – это жизнь в стрессе. Для многих это так называемая «зона комфорта»: они знают, какие проблемы могут возникнуть, знают, как с ними справляться, и для них такая жизнь – абсолютно предсказуемая и естественная. Они просто не знают, что жить можно по-другому, и что то, с чем они сталкиваются ежедневно, – это стресс-факторы. Просто эти стресс-факторы отличаются от тех, с которыми сталкиваются жители мегаполисов. Кроме того, стресс – это не только какие-то сильные негативные ситуации. И обычные волнительные ситуации могут вызывать стресс: подготовка к свадьбе, переезд, разлука с близкими, новости в мире, в конце концов. Для организма нет разделения на позитивные и негативные новости – физиологически они протекают одинаково», – говорит он.
Внимание на благосостояние
Устойчивость к стрессу напрямую зависит от уровня достатка. Среди самых состоятельных с проблемой стресса столкнулось около 30%, а у тех, кто едва сводит концы с концами, – в два раза больше. Причем сильнее эта зависимость у прекрасного пола. Женщины, которые могут позволить себе без труда покупать дорогие вещи, жалуются на стресс в три раза реже тех, кому денег хватает только на продукты питания, – 20% против 57%.
Важна и стабильность доходов. Хуже всего самочувствие у тех, кто не может похвастаться ни регулярностью заработков, ни их размером – самозанятые, женщины в декрете, работающие пенсионеры и студенты.
По словам Сергея Семенченко, деньги – это способ удовлетворить базовые потребности: здоровье, еда, безопасная жизнь, одежда. Чем больше зарабатывает человек, тем больше комфорта может привнести в жизнь: хобби, отдых, покупка новых вещей.
«Финансовые трудности всегда означают, что жизнь не будет такой комфортной, как хотелось бы. И каждый раз, когда нам нужно что-то купить, а мы не можем себе этого позволить, мы испытываем стресс. Мы также испытываем стресс, потому что в такие моменты мы не в состоянии спрогнозировать наше будущее: мы либо не можем его представить и попадаем в условия неопределенности, либо наше будущее кажется нам тревожным или пугающим. Кроме того, есть один очень непростой момент: многие люди стремятся жить не по средствам. Кто-то хочет, чтобы не было стыдно перед друзьями или родственниками, кто-то хочет, чтобы в нужной компании его считали своим, а кто-то просто хочет жить так, как живут те, на кого он подписан в Инстаграм – и по этим причинам люди, не имея достаточного заработка, покупают в кредит автомобили, новые телефоны, организовывают дорогие праздники. И стресс их накрывает тогда, когда они задаются вопросом: «А как теперь за это платить?» – считает специалист.
Вдох-выдох
Несмотря на то, что у многих казахстанцев уровень стресса достаточно высок, они предпочитают бороться с ним самостоятельно.
Чаще всего казахстанцы предпочитают снимать стресс общением с друзьями и близкими – такой вариант выбрали 31,4%. С помощью кино и сериалов с напряжением борются 15,5%, а спорт для устранения стресса выбирают 14,2%.
По словам Сергея Семенченко, в последние несколько лет спрос на услуги психологической помощи растет. Люди начали понимать, что это действенно и полезно.
«Другой момент: не все готовы платить деньги за консультации психолога. Для кого-то это просто дорого, кто-то не считает правильным платить «за разговор с человеком». Кроме того, работа с психологом – это продолжительный процесс. Не одна, не две консультации, а гораздо больше. И вот здесь у многих появляется мысль: «Я лучше на что-то другое потрачу деньги. Живой, ничего не болит, руки-ноги целы – и ладно, справлюсь». Но справиться самостоятельно, как правило, не получается. Второй момент: из-за возросшего спроса на рынке появилось слишком много дилетантов, которые не получили образования, а закончили какие-нибудь «экспресс-курсы» и позиционируют себя как специалисты. Консультация с таким «психологом» – как минимум, отсутствие результата. А как максимум – ухудшение ситуации и полное недоверие к психологам в целом», – говорит специалист.
Опрос жителей РК был проведен по телефону среди казахстанцев в возрасте 18 лет и старше, с выборкой, репрезентативной по полу, возрасту, региону проживания. В опросе приняли участие 1200 респондентов.
Материал подготовлен Центром социологических исследований Kursiv Research.