Рынок секонд-хенда может скоро обогнать масс-маркет

Опубликовано (обновлено )
Рассказываем об истории доброй воли
секонд-хэнд
Фото: Depositphotos/fi xtrack

17 августа мир отмечал День секонд-хенда, или День комиссионного магазина – это более точный перевод с английского National Thrift Shop Day (впервые праздник начали отмечать в США). Впрочем, для обозначения товаров, бывших в употреблении, вообще используется немало разных слов, и самое модное сегодня – pre-loved. То есть вещь, которую кто-то до вас уже любил.

Люкс, бывший в употреблении

Сегодня во многих странах успешно работают и charity shops, благотворительные магазины, и более привычные для пост­советского пространства «просто» секонд-хенды, ориентированные на прибыль. Причем и те и другие сейчас существуют как в традиционном виде, так и в формате электронной торговли. Но если на сайте Oxfam (благотворительная организация «родом» из Оксфорда) онлайн-продажа – это лишь один из разделов, который идет после идеологически главных – «сделать пожертвование» и «вовлечься в благотворительную работу», то, скажем, знаменитая французская ресейл-платформа vestiairecollective.com выглядит как обычный интернет-магазин.

Впрочем, не совсем обычный. Vestiaire Collective – люксовый секонд-хенд. И это сегодня одно из самых интересных, и, по мнению аналитиков, самых перспективных направлений на рынке интернет-торговли. Настолько перспективных, что в него вкладываются лидеры мирового люкса.

Весной прошлого года французский конгломерат Kering (в портфеле – Gucci, Yves Saint Laurent, Balenciaga, Bottega Venneta, Alexander McQueen и другие бренды) вместе с фондом Tiger Global Management инвес­тировал в Vestiaire Collective 178 млн евро ($215 млн) и таким образом приобрел 5% акций компании.

В ходе этой сделки французский секонд-хенд стал «единорогом»: его рыночная стоимость превысила $1 млрд.

Владелец Kering Франсуа-Анри Пино сказал, что таково их современное понимание роскоши: «Подержанные предметы роскоши сейчас являются реальной и глубоко укоренившейся тенденцией, особенно среди молодых покупателей. Вместо того чтобы игнорировать ее, мы хотим воспользоваться возможностью, чтобы повысить ценности, которые мы предлагаем нашим клиентам».

Фото: Depositphotos/tuckerpoint

Слова миллиардера подтверждают результаты исследований: по данным консалтинговой компании Bain & Co, в 2020 году оборот мирового рынка подер­жанных предметов роскоши увеличился почти на 8%, до 28 млрд евро. Это один из немногих сегментов индустрии люкса, который не только не «просел», но и сохранил тенденцию к росту во время пандемии.

Впрочем, другие исследования показывают, что желанные для молодых покупателей б/у вещи необязательно должны быть люксовыми. «Миллениалы и зумеры выбирают секонд-хенд» – один из самых популярных заголовков в модных СМИ в последние годы. Согласно расчетам онлайн-площадки ThredUp, где продаются подержанные товары, сделанным вместе с аналитической компанией Clobal Data, к 2024 году рынок секонд-хенда вырастет до $64 млрд. По их данным, 40% представителей поколения «зет» (родившиеся с 1997 по 2017 год) уже покупают подержанные товары. Для сравнения: это вдвое больше, чем покупают «иксы» (родившиеся с 1962 по 1981 год) и «бумеры» (родившиеся с 1943 по 1961 год).

«Сейчас, в эпоху массового рынка и люкса, люди выберут ресейл, если у них появится возможность найти высококачественный продукт за гораздо меньшую цену», – это цитата с сайта ThredUp.

Кроме выгоды, по мнению аналитиков, молодых людей интересуют вопросы экологии, и они скорее купят подержанную вещь в секонд-хенде, чем новую из категории «быстрой моды».

Кстати, это еще один и едва ли не самый главный прогноз, который ThredUp сделал на основе данных Clobal Data: в скором будущем секонд-хенд может опередить сегмент fast-fashion.

Секонд-хенд в «золотом квадрате»

Сбудется ли этот прогноз, если говорить о Казахстане? По ощущениям (потому что статистики нет) – вряд ли. Хотя сегодня в нашей стране рынок подержанной одежды и аксессуаров существует едва ли не во всем своем многообразии: от позиционирующих себя «люксовыми» магазинов с брендовыми вещами б/у до крупных сетей, предлагающих товары секонд-хенд.

Причем если в «люксовых», «винтажных», «селективных» секондах вещи можно не только купить, но и сдать – если они пройдут «фейс-контроль» владельцев магазинов, то сети занимаются только продажей. Это прежде всего «Мегахенд» и «Свободный стиль».

Фото: Курсив

«Мегахенд. Одежда и обувь из Европы» – написано на сайте сети и на вывесках в магазинах. И в данном случае «из Европы» – это главным образом из Германии. От Tom Tailor и s.Oliver до Marc O’Polo (несмотря на шведское происхождение, сегодня этот бренд базируется в Баварии), Betty Barclay, Basler, Marc Cain и других. Товар здесь обновляется раз в две недели, и действует простая система скидок: в первые дни после завоза вещи продаются по полной цене, дальше идет снижение – на 10%, 30%, 40%, и так до 90%, когда джинсы можно купить за 300 тенге, если у вас размер XS или XXL. Понятно, что ходовые размеры до скидки 90% «не доживают».

Слоган сети «Свободный стиль» – «Выбирай то, что тебе нравится!». Здесь можно увидеть не только европейские (и опять – главным образом немецкие), но и российские бренды: «Твое», Oggi, Zarina, Befree и даже исчезнувшая с рынка шесть лет назад Kira Plastinina. Вот оно, преимущество секонд-хенда: можно найти уже не существую­щие марки или даже некогда любимые модели.

Что касается «винтажных» и «селективных» – это, скорее, такие «междусобойчики» (в хорошем смысле этого слова), чем серьезный прибыльный бизнес. Хотя в «золотом квадрате» Алматы много лет существует небольшой магазин, у которого есть и постоянные поставщики, и верные покупатели. Ассортимент вещей и отношение к ним напоминают «элитную» комиссионку советских времен, куда шли в поисках сокровищ.

История доброй воли

Считается, что первый секонд-хенд организовали в Англии в 1940-х годах, чтобы собирать одежду для французского движения Сопротивления. Но рынки, на которых торговали подержанными вещами, были обычным явлением в Соединенном Королевстве еще во времена Елизаветы I. И не только там, но и в других странах Европы. Историк Линда Фицуотер пишет, что в XVII веке в Венеции существовала гильдия торговцев подержанной одеждой, чья деятельность (в отличие от их коллег из Лондона) строго регулировалась государственными органами, в том числе из сферы здравоохранения.

Пройдут два века, и «секонд-хендом» займется Армия спасения. В 1897 году откроются их первые комиссионные магазины, где продавались вещи б/у, пожертвованные зажиточными британцами, и, как пишет сайт trvst.world, торговля в них шла настолько успешно, что к 1929 году выручка от их продаж составляла половину всех доходов организации.

Параллельно с английской Армией спасения ту же работу вела за океаном американская Goodwill (можно перевести как «добрая воля»). Основанная в 1902 году в Бостоне, Goodwill собирала подержанную мебель, одежду и другие вещи в богатых районах города, а потом нанимала бедняков для починки этих товаров, предварительно обучая их необходимым навыкам. Потом все эти вещи перепродавались или отдавались тем, кто их ремонтировал.

Сегодня Goodwill – это 165 независимых общественных организаций в США и Канаде, которые по-прежнему предлагают обучение и трудоустройство, и большая сеть магазинов секонд-хенд, в которых можно купить все: от товаров для дома до одежды для серфингистов.

Еще один гигант благотворительности – Oxfam, международный союз 17 организаций, охватывающих своей деятельностью больше 90 стран по всему миру. Был основан в 1942 году в английском Оксфорде как Оксфордский комитет помощи голодающим. Его первым крупным проектом стала продовольственная помощь жителям оккупированной нацистами Греции. Тогда был организован временный магазин: он работал 11 дней и собрал больше 3 тыс. фунтов стерлингов. Через несколько лет, в декабре 1947 года, появился постоянный благотворительный магазин на Брод-стрит: сегодня на этом здании в Оксфорде висит памятная табличка.

Здесь «Тепло»

В Казахстане, точнее, в Алматы, тоже есть социальный проект «Тепло», который занимается тем, с чего когда-то в Англии начиналась вся эта история с подержанными вещами. У проекта точки сбора вещей в разных районах Алматы и пункт выдачи, читай – благотворительный магазин. Как и 100 лет назад в Европе и Америке, «Тепло» отдает вещи нуждающимся бесплатно. В их Instagram можно прочесть, что с января 2017 года они обеспечили одеждой более 650 тыс. человек.

Фото: Depositphotos/macfl eet
Читайте также