На фоне июньского ослабления нацвалюты вкладчики казахстанских банков начали частично переворачиваться из долларов в тенге. При предыдущей глубокой просадке тенге, связанной с началом войны в Украине, такой тенденции не наблюдалось.
Для отечественной банковской системы июнь стал лучшим месяцем этого года с точки зрения привлечения розничных средств (более поздняя статистика появится в конце августа). В I квартале деньги из сектора стабильно утекали сначала из-за январских беспорядков, затем из-за санкций в отношении российских «дочек» и временного дефицита наличной валюты в стране. Тенговые остатки по счетам физлиц достигли минимума 1 апреля: их объем совокупно для 14 банков, активно работающих с розницей, сократился до 6,3 трлн тенге с 7 трлн на начало года. Максимальная просадка по валютным счетам населения была зафиксирована 1 мая: они снизились до $9,8 млрд против $10,6 млрд на 1 января (расчеты «Курсива» на основе данных Нацбанка по вкладам физлиц в банках второго уровня в разрезе валют).
Начиная с мая сектор начал отыгрывать потери. В мае система ощутила притоки розничных средств как в нацвалюте (+44,5 млрд тенге за месяц), так и в СКВ (+$314 млн), причем валютные счета (на фоне укрепления тенге до уровня 415 тенге за доллар, что многие вкладчики могли посчитать удобным моментом для приобретения валюты) приросли гораздо более значительно, чем тенговые. В июне, наоборот, долларовые остатки уменьшились на $134 млн (теперь уже на фоне резкого ослабления тенге до уровня 470 тенге за доллар), зато счета в нацвалюте увеличились сразу на 481 млрд тенге, что эквивалентно ровно $1 млрд по курсу на конец июня. Очевидно, что эта разнонаправленная динамика (снижение долларовых остатков при параллельном росте тенговых) частично объясняется конвертацией средств клиентами внутри собственных мультивалютных счетов. Так или иначе, благодаря майским и июньским притокам объем тенговых розничных средств в системе практически вернулся к уровню начала года (см. инфографику). Что касается валютных остатков, то их объем восстановить в полной мере не удалось: чистый совокупный отток по долларовым счетам за полгода составил $615 млн, или 5,8%.
Динамика месяца
Наибольший прирост тенговых вкладов в июне продемонстрировали Kaspi (+180 млрд тенге за месяц) и Халык (+149 млрд). Параллельно в этих банках произошли самые высокие валютные оттоки – на $95 млн и $127 млн за месяц соответственно. Похожая динамика (которая может свидетельствовать о том, что клиенты «переобувались» из долларов в тенге) наблюдалась в Jusan Bank и Алтыне, но, разумеется, в несопоставимо меньших масштабах.
В Jusan тенговые счета выросли на 18 млрд тенге при сокращении валютных на $21 млн. В Алтыне тенговые притоки и валютные оттоки составили 13 млрд тенге и $15 млн соответственно.
Пять игроков (Евразийский, Forte, Фридом, Bank RBK и Хоум Кредит) приросли в июне как в тенге, так и в валюте. БЦК показал третий результат в секторе по приросту тенговых остатков (+62 млрд тенге за месяц) при незначительном снижении долларовых (–$1,4 млн).
Три банка в июне испытали и тенговые, и долларовые оттоки. В двух случаях (дочерний Сбер и бывшая дочерняя Альфа) эта динамика объясняется санкциями. В третьем случае (Нурбанк) причину, судя по всему, нужно искать в недостаточной привлекательности банка для розничных клиентов.
Неожиданную динамику в июне показал дочерний ВТБ. На протяжении четырех месяцев этот банк, как и его коллеги по несчастью, работал в условиях бегства вкладчиков. Валютные розничные остатки здесь с пикового уровня в $123 млн упали до $3,5 млн на 1 июня, тенговые счета просели с 29,6 млрд до 12,1 млрд тенге. Однако в июне, на фоне сокращения валютных вкладов еще на $0,4 млн, ВТБ умудрился прирасти тенговыми счетами на сумму 7,7 млрд тенге. В пресс-службе этот факт объяснили проведенной в июне докапитализацией банка, «которая была позитивно воспринята клиентами», а также повышенными ставками по депозитному сертификату, «которые весной достигали 25% годовых, а сейчас составляют 16%».
Если по тенговым притокам розничных средств лидерство в июне принадлежало двум крупнейшим банкам (что само по себе неудивительно), то по валютным притокам удивил не столько сам лидер, сколько достигнутый им результат. Евразийский банк за месяц нарастил долларовые счета физлиц на $102 млн (с $415 млн до $517 млн), или сразу на 25%. Еще четырем игрокам в этом месяце удалось прирасти в валюте, но их динамика несопоставима с той, что показал Евразийский: Банк Фридом Финанс (+$25 млн), Bank RBK (+$11 млн), Forte (+$4,4 млн) и Хоум Кредит (+$1 млн). Причем июньский рост валютных остатков в Евразийском даже частично не обусловлен внутренними конвертациями вкладчиков, поскольку тенговые остатки здесь тоже увеличились (+25 млрд тенге за месяц). Маловероятно, что в июне население массово понесло доллары в Евразийский. Не исключено, что этот приток обеспечен одним или несколькими крупными клиентами, возможно, аффилированными лицами. Так или иначе, благодаря июньской динамике Евразийский банк опередил Jusan и поднялся на пятое место в секторе по объему средств физлиц (после Халыка, Kaspi, БЦК и Forte, без учета специализированного Отбасы банка).
Не исключено, что на счетах Евразийского эти деньги, которые пришли в июне, долго не пролежат. Во всяком случае процентов своим владельцам они почти не приносят. Как следует из статистики Нацбанка, в структуре розничных средств Евразийского основной рост в июне пришелся на вклады до востребования (включают также текущие и карточные счета, по которым вознаграждение не предусмотрено). В целом вклады до востребования в Евразийском выросли за июнь на 57 млрд тенге (с 111 до 168 млрд), в том числе их долларовая часть увеличилась на $88 млн (с $155 млн до $243 млн). Таким образом, в структуре июньского валютного притока, составившего $102 млн, примерно 86% составил приток по текущим счетам.
Динамика полугодия
За период с начала года в секторе наблюдается три явных лидера по наращиванию средств физлиц: к двум привычным в лице Халыка и Kaspi в этом году добавился БЦК. В разрезе валют все они растут по-разному. Kaspi добился наибольших тенговых притоков в секторе (+279 млрд тенге за полугодие) и незначительно просел в валютной составляющей (–$14 млн). В приросте БЦК, наоборот, основная доля принадлежит валютным вкладам (+$316 млн, самый высокий рост в секторе), тогда как тенговые счета увеличились на 95 млрд тенге (третий показатель на рынке). Что касается Халыка, то он показал второй результат по тенговой динамике (+160 млрд тенге) и шестой – по валютной (+$56 млн).
За тройкой лидеров расположились шесть игроков, которым по итогам полугодия удалось добиться чистых притоков как в тенге, так и в валюте, но с заметным долларовым «уклоном». Возглавляет этот второй эшелон Евразийский банк, где тенговые и валютные счета выросли на 19 млрд тенге и $147 млн соответственно. Далее идет Алтын с приростом в 10 млрд тенге и $100 млн. В Банке Фридом Финанс остатки на розничных счетах увеличились на 6 млрд тенге и $75 млн. Forte прибавил 4 млрд тенге и $59 млн, Bank RBK – 5 млрд тенге и $38 млн. Единственным исключением в этом эшелоне является Хоум Кредит, где долларовые счета выросли лишь на $0,3 млн, тогда как по тенговым рост составил 20 млрд тенге.
Сбер, ВТБ и бывшая Альфа по понятным причинам столкнулись с чистыми оттоками. Помимо них отрицательную динамику демонстрируют Нурбанк и Jusan. В Нурбанке средства физлиц за полгода уменьшились на 15 млрд тенге и $3,5 млн. Jusan просел гораздо глубже: здесь оттоки по тенговым и валютным розничным счетам составили 66 млрд тенге и $159 млн соответственно.