Каспийский трубопроводный консорциум вновь приостановил работу двух ВПУ и сократил перекачку нефти. «Курсив» выяснял, связаны ли проблемы выносных причальных устройств с новым подрядчиком консорциума – компанией «Транснефть – Сервис».
В понедельник, 22 августа, Каспийский трубопроводный консорциум, через который уходит почти 80% казахстанской экспортной нефти, сообщил, что приостановил работу двух из трех выносных причальных устройств (ВПУ-1 и ВПУ-2). Причиной стали трещины в местах, где подводные рукава крепятся к танкам плавучести (см. рисунок).
В марте КТК также останавливал работу устройств ВПУ-2 из-за повреждений внутренних шлангов и ВПУ-3 – из-за смещения силового каркаса плавучего шланга.
Позже – в апреле, а затем в мае – оба ВПУ вернулись в строй. Тогда все обошлось ремонтными работами, которые проводил действующий подрядчик КТК. Теперь же танки плавучести собираются заменить на резервные, причем силами сторонней организации.
Нестандартная погода
Причиной «мартовских» проблем, по информации КТК, стал небывалый для тех краев шторм. В августе, уже со ссылкой на классификационное общество ABS (оно контролирует эксплуатацию устройств), консорциум также допустил, что «во всем виноваты» исключительно сложные гидрометеоусловия, которые наблюдались зимой 2021–2022 года.
И американское ABS, и шведский производитель ВПУ IMODCO, по данным КТК, настоятельно рекомендовали приостановить работу устройств. ABS и IMODCO не ответили на вопросы «Курсива», почему они дали именно такие рекомендации и как долго, по их прогнозам, может продлиться замена танков плавучести.
В консорциуме о сроках замены ответили так: «При уже заключенном договоре с подрядчиком, мобилизации сил и средств, их доставке и прибытии на место работ, соответствующих погодных условиях, которые обеспечат проведение водолазных работ, проведение самих работ и последующих проверках – один месяц на один ВПУ. Конечно, сроки могут быть скорректированы в зависимости от объективных обстоятельств».
Нестандартная задача
Самого подрядчика, который будет менять поврежденные танки, еще не нашли. Консорциум разработал техническое задание и сейчас проводит предквалификационный отбор организаций.
«Курсив» поинтересовался у КТК, почему возникшие проблемы не устраняет подрядчик – АО «Транснефть – Сервис», который с марта прошлого года начал обслуживать морской терминал. Сотрудники КТК объяснили это тем, что в данном случае вид работ и необходимое для этого оснащение, а также квалификация персонала являются неординарными. Поэтому подрядчику, который производит плановое обслуживание ВПУ, ничего из вышеперечисленного не нужно «держать в постоянной готовности».
Генеральный директор Союза нефтесервисных компаний Нурлан Жумагулов не отрицает, что проблема, с которой столкнулся КТК, может быть специфической, поэтому консорциум стал искать специалистов на стороне. Но, по его мнению, возможно и другое объяснение: действующий подрядчик просто не справляется.
«Транснефть – Сервис», с которой в прошлом году заключили 10-летний контракт, – это компания без соответствующего опыта работы, – отметил Жумагулов и добавил: – Все понимают, что поломки начались, как только «Транснефть – Сервис» взялась обслуживать морской терминал КТК».
Нестандартный тендер
«Транснефть – Сервис» – это дочернее предприятие ПАО «Транснефть». Публичное акционерное общество в КТК представляет самого крупного стейкхолдера с долей в 24% – Российское федеральное агентство по управлению госимуществом. «Дочка» приступила к работе 16 марта 2021 года, сменив ООО «Ламналко», которое оказывало услуги консорциуму с 2010 года. «Ламналко» принадлежит международной компании Smit Lamnalco, которая известна тем, что в 2000 году участвовала в подъеме затонувшей подлодки «Курск».
В прошлом году российская газета The Moscow Post со ссылкой на свои источники писала, что КТК сменил подрядчика под давлением «Транснефти» и что тендера, в котором победила «Транснефть – Сервис», на самом деле не было.
В 2018 году АО «КТК-Р» (это часть КТК, которая обслуживает нефтепровод от границы Казахстана с Россией до порта под Новороссийском) объявило тендер на эксплуатацию и техническое обслуживание ВПУ на новый 10-летний срок. По данным The Moscow Post, в тендере приняли участие две компании – «Ламналко» с уникальным флотом, который строился для КТК, и «ТНС», не имеющая опыта и необходимого флота.
Теоретически «Транснефть – Сервис», как это произошло с несколькими другими компаниями, должна была «отвалиться» еще на этапе предквалификационного отбора. Одним из критериев предквалификации был подтвержденный опыт оказания услуг по эксплуатации ВПУ и проведению работ по аварийному реагированию не менее пяти лет. СМИ отмечало, что «Транснефть – Сервис» не соответствовала этим требованиям, так как никогда не обслуживала ВПУ.
«Однако ООО «ТНС» было допущено к участию в тендере, как нам поведали, благодаря давлению АК «Транснефть», оказываемому прикомандированными в АО «КТК-Р» сотрудниками «Транснефти», – писали российские журналисты.
Нестандартное давление
В своей публикации «КТК и анатомия захвата» они подробно описывают версию своего источника, каким образом наемные менеджеры и представители «Транснефти» склоняли иностранных акционеров заключить договор с неопытной «Транснефть – Сервис». По информации источника The Moscow Post, тендер 2018 года объявили несостоявшимся, а решение о заключении договора «Транснефть – Сервис» принимал совет акционеров в мае 2019 года. Напомним, второй по размеру участник КТК – это нацкомпания «КазМунайГаз» (в общей сложности 20,75% акций).
«Акционеры договорились, что до момента готовности ООО «ТНС» исполнять договор новым флотом, ООО «Ламналко» продолжает эксплуатацию и техническое обслуживание МТ «КТК», – отмечали журналисты.
«Момент готовности» должен был наступить через три-четыре года (то есть в 2022 или 2023 году). «Именно такое время нужно для постройки флота», – объясняли в The Moscow Post. Однако, по информации издания, в результате подковерной борьбы «Транснефть – Сервис» приступила к выполнению подрядных работ раньше – в марте прошлого года.
«КТК заполучил неопытного подрядчика на следующие 10 лет», – написали журналисты в заключительной главке, которую назвали «Аварии будут продолжаться?».
Стандартные вопросы
Нурлан Жумагулов также отметил, что итогов того тендера все еще нет. «Не объявили, – говорит Жумагулов, – хотя должны были. КТК всегда у себя на сайте объявляет тендеры и вывешивает протоколы итогов, но почему-то по данному 10-летнего контракта нет».
Журналисты «Курсива» также не нашли на сайте КТК результатов этого конкурса. Хотя в одном из своих пресс-релизов организация пишет, что «Транснефть – Сервис» именно через тендерные процедуры стала подрядчиком КТК.
Редакция направила в «КазМунайГаз» запрос с просьбой оценить уровень профессионализма «Транснефть – Сервис», его влияние на ситуацию с ВПУ, а также рассказать свою версию появления нового подрядчика на морском терминале в акватории Черного моря. Ответов от КМГ редакция пока не получила.