За сколько «Байтерек» мог купить «дочку» российского банка
Во вторник, 23 августа, холдинг «Байтерек» официально подтвердил, что купил у Сбера его казахстанскую «дочку». Сделка прошла через четыре с половиной месяца после того, как 6 апреля Сбер попал под блокирующие санкции США. Решение уйти с казахстанского рынка россияне объясняли геополитической обстановкой и интересами клиентов дочернего банка. Почему правительство РК («Байтерек» принадлежит министерству финансов) пошло на эту сделку, «Курсиву» объяснили эксперты.
Вынужденный шаг
Покупая банк, «Байтерек» нахваливал товар: «Сбербанк Казахстан имеет достаточный запас ликвидности, высококачественный кредитный портфель и на протяжении многих лет является одним из ключевых участников финансового рынка Казахстана».
Однако после начала войны России и Украины казахстанский Сбер существенно сдал позиции. На конец июня активы банка составили 2 трлн тенге – в 2 раза меньше, чем в январе текущего года. Таким образом, в рейтинге банков по объему активов он опустился со второго на седьмое место. Объем ссудного портфеля банка также уменьшился с начала года на 833 млрд тенге и достиг 1,48 трлн тенге (это пятое место на рынке).
«Уже на протяжении почти полугода Сбербанк постоянно теряет активы и наблюдает отток клиентов, несет убытки. В результате банк стал почти на 60% меньше, чем был до начала войны в Украине», – подчеркнул генеральный директор DAMU Capital Management Мурат Кастаев.
Поэтому, считает Кастаев, участие государства в роли покупателя выглядело целесообразным в начале лета, когда впервые появились слухи о сделке.
«Тогда в банке хранился значительный объем депозитов и был большой ссудный портфель с качественными клиентами. Позволять Сбербанку банкротиться было бы тогда ошибкой, так как пострадали бы наши граждане и бизнес», – считает эксперт.
С тех пор, отмечает собеседник, большинство депозиторов переместили свои средства в другие финучреждения, бизнес, обслуживавшийся в Сбербанке, также перешел в другие банки, а лучшие части ссудного портфеля Сбербанка купил Народный банк.
Напомним, в апреле Halyk Bank выкупил часть кредитного портфеля розничных клиентов «дочки» Сбера на 330 млрд тенге. Сделка затронула автокредиты, оформленные по программе льготного кредитования БРК, часть беззалоговых кредитов, займов на неотложные нужды и ипотечных кредитов. Следом Halyk Bank выкупил у Сбербанка кредитный портфель МСБ на 110 млрд тенге.
Поэтому, по словам эксперта, сейчас сделка выглядит невыгодной для государства.
«Стоит предположить, что здесь играет роль и политический фактор. Покупка Сбербанка могла быть вежливо продиктована со стороны руководства российского государства. Эта сделка может быть частью более широких договоренностей между РФ и РК. Условно, «не купите Сбербанк, вновь сломаются ВПУ в Новороссийске», – предположил аналитик.
В любом случае покупка Сбербанка государством – это вынужденная мера, поскольку частных покупателей на банк нет, подчеркнул Кастаев.
Аналитик ФГ «Финам» Игорь Додонов также предполагает, что государство появилось в сделке потому, что – с учетом значительных рисков – не нашлось частного покупателя.
«В таких условиях покупка казахстанской «дочки» Сбера госхолдингом «Байтерек» (что фактически можно считать санацией) выглядит вполне логичной. Она позволит избежать банкротства крупного игрока, что могло бы вызвать нежелательные потрясения в секторе», – поделился Додонов.
Поможет и продаст
Банку нужно будет получить дополнительный кредит, чтобы восстановить уровень платежеспособности, уверены эксперты.
«За последние месяцы финансовое состояние «дочки» Сбера заметно ухудшилось, что было вполне ожидаемым после введения жестких санкций против материнской структуры. Банку, весьма вероятно, потребуется докапитализация», – отметил эксперт ФГ «Финам» Додонов.
Но после нормализации ситуации в банке, как полагает эксперт, фининститут будет продан местному частному игроку или присоединен к другому банку. «Желательно, чтобы это произошло в течение шести-восьми месяцев», – считает аналитик «Финам».
Аналогичного мнения придерживается гендиректор DAMU Capital Management Мурат Кастаев.
«Государство может стабилизировать Сбербанк (или Дала банк, как, по всей видимости, будет называться новый финансовый институт) за период от полугода до года и затем выставить его на продажу. Но я лично опасаюсь, что сумма продажи банка будет ниже той суммы, которое государство потратит на покупку и докапитализацию банка», – считает Кастаев.
Чисто символически
Сколько «Байтерек» мог заплатить за «дочку» Сбера
«Байтерек» и Сбербанк не разглашали, за сколько госхолдинг купил российскую «дочку». «Курсив» попросил экспертов оценить стоимость сделки.
Ирина Носова, директор группы рейтингов финансовых институтов АКРА: «Скорее всего, сделка закрыта с дисконтом ввиду сложившихся обстоятельств, связанных с санкциями».
Игорь Додонов, аналитик ФГ «Финам»: «По итогам шести месяцев 2022 года казахстанская «дочка» Сбера получила большой убыток, ее капитал ушел в отрицательную зону. Учитывая также непростую экономическую и рыночную ситуацию, не берусь давать оценку итоговой стоимости сделки».
Мурат Кастаев, генеральный директор DAMU Capital Management: «Обязательства БВУ превышают его активы, об этом свидетельствует отрицательный капитал свыше 10 млрд тенге. В такой ситуации банк, по сути, не стоит ничего, и государство может приобрести его за условный 1 тенге».
В Казахстане уже был прецедент, когда государство покупало частный банк за 1 тенге. В 2010 году Агентство по финансовому надзору выкупило за 1 тенге 100% акций Альянс Банка и передало их ФНБ «Самрук-Казына».