Казахстанские операторы связи объединились для реализации проекта «250+» и предоставили доступ к мобильной связи и интернету более чем миллиону сельских жителей.
Общий объем интернет-потребления в сети Tele2/Altel в селах, в которых интернета до старта проекта «250+» не было, на конец июля 2022 года перешагнул отметку в 20 млн Гб. Сельский абонент Beeline в прошлом году использовал в среднем 14,6 Гб мобильного интернета – это на 40% больше, чем в 2020 году, и на 30% больше среднемировых 9,9 Гб.
Общий доступ
«250+» – это первый инфраструктурный проект республиканского масштаба с участием всех трех операторов мобильной связи Казахстана. В его рамках создается инфраструктура для доступа к высокоскоростному интернету в населенных пунктах с численностью 250 и более жителей (в основном на базе подключений к оптоволоконным линиям, прокладываемым АО «Казахтелеком»). В каждом отдельном селе сеть базовых станций разворачивает только один оператор, но доступ к этой инфраструктуре получает любой из трех участников проекта.
Инвестиции в программу «250+» после установки базовой станции в поселке не заканчиваются. Как только появляется мобильный интернет, начинает расти уровень потребления трафика. Чтобы нагрузка на сеть не влияла на скорость, нужно устанавливать дополнительное оборудование. Это касается не только программы «250+», но и всей сети в целом, причем не учитывая постоянные расходы на техническое обслуживание базовых станций. Поэтому с экономической точки зрения проект «250+» для операторов нерентабелен. Государство поддержало операторов, частично компенсировав им убытки за счет налоговых послаблений.
«В рамках программы «250+» мы не заключали с казахстанскими властями договор государственно-частного партнерства, но государство по своей инициативе внесло корректировки в Налоговый кодекс, предоставив нам уменьшение размера платежей по определенным видам налогов на срок в пять лет. В этом и заключается частичная компенсация убытков, которые наша компания несет, и, на мой взгляд, этого более чем достаточно», – комментирует СЕО Ксеll Асхат Узбеков.
Маленький и удаленный
Географическая удаленность населенных пунктов, где было необходимо развернуть широкополосный интернет, усложнила реализацию проекта «250+». По словам технических специалистов, случалось доставлять оборудование на лошадях, на снегоходах, гусеничной технике.
Планирование, согласование проектов, переговоры с арендодателями – все происходило на месте. Команды работали in the middle of nowhere практически в режиме нон-стоп. «Это была непростая задача. В первую очередь потому, что у каждого оператора свои коммерческие и технические команды, которые заточены под свои привычные способы решения задач. Поэтому нужно было привести разные мнения к общему знаменателю. Нас объединяла общая цель. Мы благодарны партнерам по рынку за то, что в конечном итоге мы смогли договориться и реализовать проект, так как сориентировались на интересы граждан», – рассказывает СЕО Beeline Kazakhstan Евгений Настрадин.
В первый год все три оператора связи должны были построить 928 базовых станций в сельских населенных пунктах. Но, как утверждают представители всех трех компаний, станции строились не только согласно лицензионным обязательствам. «За первый год мы суммарно построили около 500 базовых станций, чем покрыли 519 населенных пунктов. Из этих 500 станций 130 были нашей инициативой вне лицензионного соглашения. Когда мы видели, что 3G людям не хватает, а необходимая инфраструктура есть – добавляли мощностей. За второй год установили около 245 станций, при этом обязательств было всего на 104 населенных пункта», – такие цифры приводит СТО и член правления АО «Кселл» Кирилл Страшенко.
Широкополосным доступом в интернет, который операторы связи должны обеспечить в рамках проекта «250+», считается доступ со скоростью не менее 1 Мбит/с. В мобильной сети его можно организовать по технологиям 3G или 4G. Решение о том, какая именно технология появится в каждом отдельном поселке, принималось индивидуально. Оно зависело от размера населенного пункта, его топографии, количества жителей, трафика, технологии организации транспортной сети. «В первый год проекта мы охватили услугами мобильной широкополосной связи 425 населенных пунктов, в 2021-м – еще 281, выполнив все задачи, поставленные перед нами государством. В 2022 году мы занимаемся улучшением качества связи там, где мобильный интернет уже есть. Например, только за первое полугодие 2022 года услугами LTE дополнительно охвачены более 500 сел, общее население которых составляет более полумиллиона человек», – говорит CTO АО «Beeline Казахстан» Олег Снимщиков.
Высокие отношения
Чем ниже диапазон вещания, тем больше зона покрытия, чем диапазон выше, тем короче длина волны и, соответственно, меньше радиус. Помимо этого, на величину зоны покрытия влияет ландшафт, плотность застройки, высота подвеса. По проекту «250+» работы ведутся в частном секторе, где высота зданий не превышает трех-пяти метров, а хорошее покрытие достигается установкой базовой станции на высоте от 20 метров.
«Большую часть СНП мы покрывали базовыми станциями 2-3G, где-то 4G. Это новое оборудование брендов Ericsson и LTE, у наших партнеров также есть станции Nokia и Huawei, – говорит Кирилл Страшенко. – Все оборудование соответствует стандартам и имеет необходимые функциональные возможности. Скорость предоставляемой населению 3G-связи составляет 2-5 Мбит/сек, иногда 8 Мбит/сек. Это «живые» сети, и когда мы запускаем работу станции, на нее часто приходится всего один-два абонента, которые и забирают себе весь ресурс. Со временем число абонентов растет, ресурс распределяется между ними, поэтому бывает при запуске скорость 10 Мбит/сек, а через месяц – 2 Мбит/сек. Тогда мы добавляем емкость, новые слои в диапазонах».
Часть базовых станций строили на инфраструктуре имеющихся передатчиков «Казахтелекома» и «Казтелерадио», что также позволило наладить мосты сотрудничества с этими организациями. «Казахтелеком» помогал с организацией каналов, решал административные проблемы. Помогало и местное население – монтажников согревали, кормили, помогали сориентироваться. Для местных запуск связи был настоящим праздником, а в одном из сел интернет появился буквально под Новый год.
«Вышки нельзя построить быстро и просто, хотя местные жители постоянно пытаются нам помочь в силу своих возможностей – предлагают сварить конструкцию или использовать для установки крышу гаража. Конечно, так делать нельзя – у нас высокие требования к качеству конструкции, но видеть, как люди настолько стремятся к прогрессу, что готовы помогать, приятно. Кроме того, для проекта «250+» мы привлекаем много партнеров, частных инвесторов, которые возводят вышки за свой счет», – поделился Кирилл Страшенко.
Базовые станции, устанавливаемые в рамках проекта «250+», относятся к последнему поколению и потенциально способны поддерживать все три доступные технологии одновременно: 2G, 3G и 4G.
Напомним, что над проект «250+» работают три казахстанских мобильных оператора, которые подписали договор о совместном использовании сетей в рамках программы. Это позволяет жителям села самостоятельно выбирать оператора вне зависимости от того, какая компания установила базовую станцию. Свои базовые станции мобильные операторы подключили к оптоволоконным линиям, построенным АО «Казахтелеком».
Реализация программы «250+» позволит жителям удаленных населенных пунктов получить доступ к широкополосному мобильному интернету, а с ним и возможность пользоваться цифровыми государственными услугами, такими как телемедицина, онлайн-образование и многое другое.
В 2021 году жители еще 726 малых населенных пунктов (450 из них подключены дополнительно к плану «250+», то есть сверх обязательств) смогли оценить, как скоростной мобильный интернет облегчает жизнь. В этих аулах проживает более 800 тысяч казахстанцев.
Казахстан занимает девятое место в мире по площади и при этом обладает небольшой плотностью населения: менее семи человек на квадратный километр. Это значит, что нужно строить гораздо больше базовых станций, чтобы охватить всю страну. На темпы строительства влияет в том числе стоимость зарубежного телекоммуникационного оборудования, стоимость которого зависит от курса доллара, а также взрывной рост интернет-трафика, который проходит через сети операторов. Но, несмотря на эти особенности, Казахстан постепенно растет в рейтингах по скорости и доступной стоимости интернет-услуг. За 2021 год Казахстан прибавил к скорости мобильного интернета 48%. Медианная скорость, по данным Speedtest, выросла до 18 Мбит/сек. в январе 2022 года, что является лучшим показателем среди стран Центральной Азии.
В Казахстане в период 2020-2021 годов наблюдались рекордные инвестиционные вливания в сферу телекома: сразу 140,9 млрд тенге и 128,6 млрд тенге соответственно. За первое полугодие 2022 года объем инвестиций в основной капитал в сфере информации и связи в РК составил 46,9 млрд тенге.
По данным GSMA Intelligence, который высоко оценил проект «250+», назвав его передовым, проникновение мобильного интернета на рынок уникальных абонентов в Казахстане в 2020 году составило около 70%. Поскольку 42% населения Казахстана проживает в сельской местности, расширение высокоскоростного подключения для экономического развития сельских районов является приоритетом для правительства.
По словам министра цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Багдата Мусина, из 6,4 тыс. населенных пунктов в РК около 5 тыс. обеспечены выходом во всемирную сеть по разным технологиям. В этих населенных пунктах проживает 99% населения страны. В оставшихся 1,4 тыс. населенных пунктов проживает от 250 тыс. до 270 тыс. человек, это маленькие села, куда дорого или технически крайне сложно провести какую-либо технологию. Из них около 500 населенных пунктов РК может покрыть самостоятельно, используя разные механизмы поддержки (например, налоговые льготы) для телекома. А остальное можно покрыть, только используя технологии негеостационарных спутниковых группировок, таких как Starlink и OneWeb.