Первоначально заявленные сроки прохождения казахстанских грузов по Транскаспийскому международному транспортному маршруту (ТМТМ) не выполняются. Об этом 7 сентября в ходе рабочего совещания на площадке Министерства индустрии и инфраструктурного развития заявил представитель KAZ Minerals Айдар Калиаскаров.
По его словам, 24 августа компания направила 24 вагона с катодной медью. Груз быстро дошел до порта Курык, затем был перегружен на паром, однако с 3 сентября стоит в порту Алят близ Баку, что связано с наличием инфраструктурных проблем на азербайджанской железной дороге.
«Начиная с апреля KAZ Minerals начал отгружать в сторону порта Поти, тарифы в среднем на азербайджанской, грузинской стороне увеличились на, грубо говоря, 18%», – сказал он.
По его словам, компания пока планирует ежемесячно перевозить по данному маршруту по 1,5 тыс. тонн грузов.
«Но все зависит от срока доставки. Мы видим, что есть альтернатива в виде доставки автотранспортом, которая дешевле и быстрее», – сообщил он.
Калиаскаров отметил, что первоначально срок доставки через порт Актау транзитом через азербайджанский порт Алят до грузинского порта Поти через азербайджанско-грузинскую железную дорогу составлял 25 дней. А теперь он увеличился вдвое – медь везут автотранспортом через Россию (Астрахань), Азербайджан, Грузию к конечному получателю в Турции.
Представитель компании «Транко», являющейся генеральным перевозчиком корпорации «Казахмыс», Рахметолла Кудайбергенов сообщил, что с 9 марта 2022 года перевезено более 45 тыс. тонн катодной меди, или около 800 крытых вагонов. До июня компания использовала мультимодальную перевозку, когда грузы привозили в казахстанский порт Актау на Каспии в крытых вагонах, затем перегружали их в порожние контейнеры и ставили на фитинговые платформы, которые везло фидерное судно по Каспию.
«Таким образом мы перевалили 1 302 контейнера. Но, к сожалению, с третьей декады мая начались длительные задержки в направлении (грузинского порта. – «Курсив») Поти. К примеру, в июне средняя задержка с грузом после прибытия в порту Баку увеличилась с 20 до 30 дней», – сказал он.
В июле медь стала грузиться в Актау на сухогруз. По такой схеме в Баку было перевезено около 9 тыс. тонн, еще одно судно с 3,5 тыс. тонн находится в пути. Далее грузы поступали в грузинский порт Поти или в Турцию.
По его словам, все грузы, приходящие в Поти, стоят в ожидании выгрузки в связи с нехваткой складских мощностей.
Замгенерального директора по логистике АО «KTZ Express» Айбек Капар связал рост тарифов с привлечением дополнительных фитинговых платформ для перевозки контейнеров и увеличением цен на дизтопливо. По его словам, тарифы на перевозку грузов в Закавказье ранее выросли на 10-14%, но до конца года они повышаться больше не будут. Он сообщил, что казахстанская сторона предоставила азербайджанской 214 фитинговых платформ для вывоза казахстанских контейнеров из порта Алят по «минимальной» стоимости в целях обеспечения вывоза экспортных грузов.
Капар отметил, что иностранные перевозчики планировали поднять цены в несколько раз.
«Например, если в начале года тариф от границы Грузии до Стамбула составлял $500 за один сорокафутовый контейнер, то в июне были попытки поднять до 1 700. Это с их стороны объясняется большой инфляцией в их стране (Турции. – «Курсив»). Также у них дорожает дизель. Например, дизель у них вырос в шесть раз по сравнению с январем. Также выросли все сопутствующие услуги, терминальные, локомотивная тяга. Но в любом случае мы это не приняли и сохранили на сегодняшний день на уровне $1 000–1 100», – сказал он.
Генеральный секретарь международной ассоциации «Транскаспийский международный транспортный маршрут» (ТМТМ) Гайдар Абдикеримов отметил, что проблемы на азербайджанской стороне связаны с нехваткой локомотивов, а также проводимой там модернизацией железнодорожной инфраструктуры.
При этом прогнозирует сохранение сложностей при прохождении грузов через Азербайджан и Грузию до конца текущего года.
«Они (Азербайджанские железные дороги. – «Курсив») у нас купили 50 локомотивов, из них 10 это тепловозы – они работают стабильно. 40 – это электровозы. Из них 24 просто сейчас стоят на приколе из-за того, что они не могут использовать данный вид локомотивов на тех участках. Когда они закладывали планы (модернизации железнодорожной инфраструктуры. – «Курсив») у них все это должно было закончиться к 2025 году, а вся эта ситуация с Украиной и Россией нас ускорила», – сказал он.
Также он связывает возникшие в Азербайджане сложности с тем, что помимо грузопотока из казахстанского Курыка в азербайджанский Алят идут грузы из туркменского порта Туркменбашы.
«Мы их сейчас просим: только принимайте, не отказывайте. Они говорят: не справимся, давайте объявим конвенционный запрет. Мы будем там сидеть. Уже КТЖ будет давать запрет на загрузку в этом направлении», – сказал Абдикеримов, отметив, что казахстанская сторона просит азербайджанскую, несмотря на возникшие сложности, не запрещать прием грузов из Казахстана.
Однако, по его словам, есть и позитивные моменты.
«Сегодня Грузинские железные дороги нам сказали, что с ноября пойдет резкое улучшение в плане пропускной способности и обеспечении (локомотивной. – «Курсив») тяги. Я надеюсь, это тоже повлияет», – сказал он.
Абдикеримов отметил, что азербайджанская сторона обещает завершить модернизацию железнодорожной инфраструктуры в следующем году. В свою очередь казахстанская сторона планирует увеличить число паромов на Каспии на первом этапе до 4–6, на втором этапе – до 10.
«Это позволит нам сделать паритет между азербайджанским Каспийским пароходством и казахстанским», – сказал он.
По его словам, к контейнеровозу «Барыс», способному перевозить 350 двадцатифутовых контейнеров, добавился контейнеровоз «Сункар» такой же мощности.
«В этом году на этом маршруте было задействовано до шести сухогрузов. Дополнительно мы привлекали суда под казахстанским флагом «Туркестан» и «Бекет-Ата», – сказал он, отметив, что к перевозкам также подключались азербайджанские суда.