«250+» за три года

Опубликовано
Ведущие технические специалисты сравнивают реализацию проекта с запуском технологии 4G в Казахстане

Программа «250+» является частью стратегической инициативы государства, направленной на улучшение качества жизни граждан в отдаленных населенных пунктах. За три года, по словам представителей операторов связи, ответственных за эту программу, разными стандартами покрытия было обеспечено более 100 тыс. человек по всему Казахстану.

Вывести периферию на принципиально новый уровень

Кирилл Страшенко, главный технический директор, член правления АО «Кселл»

Фото: Илья Ким

Мой 18-летний опыт работы в Kcell позволяет видеть проект «250+» со всех ракурсов, ведь я стоял у истоков не только этой госпрограммы, но и других важных проектов компании, среди которых запуск 3G и совместный с Beeline запуск 4G в 2016 году. Отмечу, что, даже несмотря на жесткие рамки и высокие требования, для нас «250+» – не самый амбициозный проект в плане масштабов. Основную сложность здесь представляет удаленность населенных пунктов, где пришлось работать, отсутствие инфраструктуры и в некоторых случаях радиофобия.

Переговоры по по взаимодействию в рамках программы «250+» как с регулятором – министерством цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан, так и с другими операторами связи оказались довольно продолжительными. Проект разделили на три года. На первом, самом объемном этапе регулятор предоставил нам список ключевых точек, основным критерием выбора которых выступило количество проживающих в них граждан – 250 человек и выше.

В первый год все три оператора связи должны были поставить 928 базовых станций в СНП. Но мы строили станции не только согласно лицензионным обязательствам. Мы действовали нешаблонно, приходя в село и оценивая ситуацию, что именно нужно сделать, так как перед нами также стояла задача появления в СНП всех трех операторов связи. Для этого проделана большая работа: если в селе был представлен один из операторов, он подключал сервис для двух остальных.

Изначально мы сфокусировались на селах, где инфраструктуру нужно было строить с нуля. На этом этапе работы мы могли наблюдать, как радуются люди, когда у них появлялась связь.
Главная цель «250+» – вывести периферию на принципиально новый уровень жизни, дать людям возможности образования, телемедицины, бизнеса – постепенно достигалась.

За первый год мы суммарно построили около 500 базовых станций, чем покрыли 519 населенных пунктов. Из этих 500 станций 130 были нашей инициативой вне лицензионного соглашения. Когда мы видели, что 3G людям не хватает, а необходимая инфраструктура есть – добавляли мощностей. За второй год установили порядка 245 станций, при этом обязательств было всего на 104 населенных пункта.

На третий, 2022 год, Kcell осталось обеспечить связью всего 37 СНП, базовые станции в двух из них уже работают, а 35 стартуют к концу года. В этих местах крайне сложно обеспечить инфраструктуру – необходимо построить большие вышки высотой 50-70 метров, но, даже учитывая оформление земельных участков, в сроки мы укладываемся. Плюс в этом году у нас запланирована работа по программе ВОЛС СНП, где компании «Транстелеком» и «Казахтелеком» совместными усилиями прокладывали сеть волоконно-оптических линий. Там, где ВОЛС есть, мы ставим станции LTE – на данный момент их 73. Если считать по количеству населения, то за три года не менее 800 тыс. абонентов были обеспечены связью 3G, около 250 тыс. – 3G-4G.

Добавлю, что благодаря анонсированию проекта «250+» в прессе на момент старта о нем многие знали. Нам бесконечно звонили с просьбами ускориться в направлении того или иного аула, действовали через акимат и знакомых, предлагали любую помощь. Были случаи, когда к планировщикам, которые сидели на возвышенности с биноклями, приходили с вопросами, как стать таким инженером. Конечно, мы старались все объяснить, много общаясь с населением.

Помню, как однажды наш технический директор отправился в Актюбинскую область и попал в буран. Команда застряла в снегу и начала замерзать, когда приехали местные жители на тракторе и помогли им выбраться, доставив технику. Такая поддержка невероятно ценна для нас.

Интернет плюс, рентабельность минус

Олег Снимщиков, главный технический директор Beeline Казахстан

Фото: Илья Ким

Когда в начале 2020 года МЦРиАП РК подняло вопрос о необходимости покрытия мобильной широкополосной связью всех сел с населением от 250 жителей, мы оценили наше покрытие в этой зоне, подготовили технический план реализации и рассчитали бюджет проекта. При этом мы понимали, что будущие доходы от новых абонентов не покроют даже текущие эксплуатационные затраты на установку базовых станций, а возврата инвестиций не произойдет никогда.

План строительства сети мы разработали совместно с другими операторами и регулятором. В каждом населенном пункте базовую станцию устанавливает только один оператор, но она обслуживает абонентов всех трех операторов, осуществляя шеринг сетей. В результате стоимость строительства базовой станции в каждом конкретном селе несколько увеличивается, но общая стройка уменьшается в три раза. Такой подход позволил снизить требуемый объем инвестиций в расчете на одного оператора.

В первый год проекта мы охватили услугами мобильной широкополосной связи 425 населенных пунктов, в 2021 – еще 281, выполнив все задачи, поставленные перед нами государством. В 2022 году мы занимаемся улучшением качества связи там, где мобильный интернет уже есть. Например, только за первое полугодие 2022 года услугами LTE дополнительно охвачены более 500 сел, общее население которых составляет более полумиллиона человек.

Развивать покрытие на селе возможно только при деятельном участии государства. Энергетические сети в отдельных районах находятся в плачевном состоянии. Мы запрашиваем технические условия на подключение к ним, а в ответ можем получить требования выполнить реконструкцию сетей всего поселка. Такие вопросы приходится эскалировать на акиматы и наше профильное министерство, но даже у этих органов недостаточно рычагов влияния, чтобы вопросы решались с нужной нам скоростью.

Резюмируя, добавлю, что для дальнейшего развития проекта «250+» нам нужны время, деньги и ресурсы, то есть земли под строительство и электроэнергия для подключения оборудования. В целом же, непреодолимых препятствий в нашем деле нет.

«250+» стал для Tele2 настоящим вызовом

Матвей Тарасенко, главный технический директор Tele2/Altel

Фото: Илья Ким

За время присутствия в Казахстане компания Tele2/Altel реализовала массу проектов. Каждый из них имел свой масштаб с точки зрения ресурсов и разную долю участия государства. Проект «250+» я поставил бы в один ряд с такими сложными проектами, как запуск 4G в Казахстане и выход сети Tele2 в коммерческую эксплуатацию. По специфике, количеству задействованных ресурсов, а также инвестиций проект «250+» – такой же значимый, однако стоит учитывать и его социальную составляющую. Мы, как оператор связи, понимаем, что необходимость цифровизации регионов крайне велика, поэтому поддержали инициативу государства и активно работаем в этом направлении.

В процессе переговоров с регулятором и остальными участниками проекта – главными операторами связи в стране – мы договорились об объеме работ и сроке их выполнения. Эти переговоры стали хорошим подспорьем для начала совместной работы с нашими самыми серьезными конкурентами. «250+» стал первым крупным совместным проектом, который мы успешно начали, продолжаем и будем реализовывать дальше. Коммуникации и взаимодействие, начатые в его рамках, мы продолжаем и в других сферах, как с Kcell, так и с Beeline.

В целом, с учетом того, что государство высказало определенные ожидания как минимум в объеме населенных пунктов, которые оно бы хотело видеть охваченными проектом, «250+» стал для Tele2/Altel настоящим вызовом. Особенно в свете того, что только в 2020 году мы взяли на себя обязательства по покрытию связью 238 сельских населенных пунктов. Напомню, что процесс строительства базовых станций такого рода – удаленных, имеющих проблемы с логистикой и инфраструктурой, с отсутствием мачтовых сооружений и трансмиссии – обычно занимает не меньше года. Во многом поэтому этой задаче был присвоен приоритетный уровень важности.

Возвращаясь к цифровым показателям проекта «250+»: на первый год наши обязательства включали в себя 252 села, мы запустили 238 – в пожарном режиме.

Помимо строительства новых базовых станций, у Tele2/Altel также есть обязательства, связанные с тем, что в ряде СНП наши базовые станции подключены через спутник. На них обеспечить нормальный беспроводной широкополосный доступ в интернет достаточно сложно: спутниковая трансмиссия достаточно дорогая, кроме того, подобные каналы не позволяют в полной мере реализовать потенциал этой передачи данных. На 44 объектах мы поменяли тип трансмиссии, чтобы полноценно запустить 4G-сеть – мы реализовали это в 21 СНП, и работу в 23 СНП планируется закончить до конца года. Дополнительно, сверх лицензионных обязательств, планируется покрыть связью 37 СНП.

Помимо проекта «250+», наши специалисты два года занимаются реализацией проекта ВОЛС СНП, и отчасти они пересекаются. В рамках него мы совместно с коллегами из компании Kcell запускаем технологию 4G – по ней дополнительно планируется покрыть в целом 428 СНП, причем на данный момент связь запущена в 247 СНП, а остальные получат интернет отличного качества до конца года. Все эти усилия призваны ускорить парадигму цифровизации в регионах настолько, насколько это вообще возможно, сделав еще один большой шаг к устранению цифрового неравенства между городами и отдаленными сельскими населенными пунктами.

Прекрасно помню случаи, когда в селе, например, был всего один дом, с крыши которого можно было поймать сигнал. Поэтому люди – и взрослые, и дети – сидели ней скопом, как воробьи, таким необычным способом пытаясь организовать себе площадку, куда можно прийти, чтобы позвонить. В аулах совершенно иная парадигма жизни: люди понимают необходимость перемен, цифровой трансформации быта, поэтому даже случаи радиофобии, насколько я могу судить, были единичные. Если речь идет о том, чтобы иметь возможность элементарно вызвать врача, пожарных, учиться в школе, вести бизнес и общаться с родственниками – приоритеты меняются быстро.

Читайте также