4G everywhere
Телеком – капиталоемкая отрасль. Важно понимать: инвестиции в программу «250+» после установки базовой станции в поселке не заканчиваются. Как только в селе появляется мобильный интернет, начинает расти уровень потребления трафика. Чтобы нагрузка на сеть не влияла на скорость, нужно устанавливать дополнительное оборудование. То есть без участия государства на начальном этапе, по мнению Евгения Настрадина, проект «250+» реализовать было бы практически невозможно. «Курсив» поговорил с СЕО Beeline Kazakhstan о том, в чем именно заключалось это участие.
«Главная цель Beeline Казахстан, выходящая за рамки программы «250+», – это 4G everywhere. Потенциал этого поколения связи далеко не исчерпан. Мы активно расширяем покрытие LTE и планируем, что до конца 2022 года 97% от всей территории, которую мы покрываем, будут охвачены сервисом 4G», – говорит Евгений Настрадин.
При этом такого контракта с государством, согласно которому специалисты получали бы гарантированную оплату за сервис, как это реализовано, например, в проекте «ВОЛС в селе» и других проектах ГЧП, у Beeline Kazakhstan в рамках «250+» нет.
«Компания из соображений удобства работы, как частный инвестор, избегала участия в подобных проектах, – говорит Евгений Настрадин. – На это есть две причины: во-первых, государственные деньги накладывают дополнительное обременение по контролю, во-вторых, последнее слово по оценке эффективности проекта всегда остается за государством. В случае «250+» механика другая».
Так или иначе, без поддержки государства в рамках «250+», по словам Евгения, обойтись было нельзя. «Хотя нам все-таки пришлось принять участие в государственной программе, мы все равно рады этому, так как помогаем стране. Кроме того, понимая важность этого проекта, мы не ограничивались утвержденным списком сел и подключили более 200 СНП по собственной инициативе», – говорит он.
Но есть нюансы. Например, в законе 2020 года указано, что проект по льготам на платеж за частоты распространяется на инвестиции в развитие мобильного интернета в селах и городах. Однако сейчас идет обсуждение между налоговыми органами и регулятором на предмет того, корректная ли используется методология для оценки инвестиций, подпадающих под эти льготы. Изменение методологии оценки в середине проекта приведет к переоценке вклада компаний, и бизнес может не получить оговоренную компенсацию затрат – причем после того, как они были понесены. Это может привести к переносу «сэкономленного» налогового бремени на абонентов.
«Нынешнее регулирование, позволяющее экономить на некоторых видах налогов, является, на мой взгляд, инструментом целевого инвестирования. Обычно ситуация выглядит так: операторы делают отчисления в бюджет, а государство распределяет бюджет по задачам, исходя из приоритетов. В данном случае срезали часть сбора и распределения отчислений и сразу направили их на приоритетную социальную задачу – развитие мобильного интернета», – говорит Евгений Настрадин.
Это решение показало эффективность как с точки зрения сроков, так и с точки зрения конечных и осязаемых результатов. Услуга доступа к мобильному интернету в Казахстане имеет самый большой охват населения по сравнению с такими услугами, как наличие водопровода, канализации или газоснабжения, будучи при этом самой молодой среди них.
При этом нельзя не отметить, что с появлением интернета в селе не только для жителей, но и для операторов зарождается целая цифровая экосистема. Сельские учителя могут дополнять материалы информацией из мировой Сети. Медикам больше не нужно ездить за 90 км, чтобы посетить семинар повышения квалификации. Ну а для оператора связи при наличии интернета появляется сопутствующий сервис: выбор номера, тарифа, пополнение баланса, регистрация и перерегистрация устройств, портация номера.
«Для того, чтобы сельчане не ездили в районный центр, мы разработали мобильное приложение «Партнер Beeline». Теперь один из них может стать нашим агентом, оказывая все необходимые услуги. Таким образом, мы уже создали 15 тыс. рабочих мест с возможностью дополнительного заработка до 200 тыс. тенге», – рассказывает Евгений.
Инвестиции в сеть, как уже было сказано, не прекращаются никогда. Чем больше пользователей, чем активнее они пользуются мобильным интернетом, тем сильнее нагрузка на сеть. Ресурс одной базовой станции не безграничен, и сильные нагрузки сказываются на скорости передачи данных. Чтобы этого не происходило, операторы постоянно работают над модернизацией сети: строят новые базовые станции связи и обновляют оборудование. Это одинаково важно как для программы «250+», так и для общего развития сети.
«Наша миссия – обеспечить всех абонентов качественной стабильной связью. На карте Казахстана еще много белых пятен, закончится программа «250+» – появится новая. А мы с радостью возьмемся за ее реализацию», – заключает Евгений Настрадин.