Как казахские «Битлы» победили советскую партию

Опубликовано (обновлено )
Рецензия на фильм о легендарном ансамбле «Дос-Мукасан»
Фото: кадр из фильма

Более подходящей картины для нынешних времен, чем «Дос-Мукасан», представить невозможно. Это яркая, легкая, музыкальная и по-настоящему аутентичная казахская лента, которую оценят и молодые люди, и их родители, и самое старшее поколение, чья молодость пришлась на годы популярности этого ВИА. Примечательно, что премьера фильма не только вписалась в тренд растущей популярности казахских музыкантов за рубежом (Скриптонит, Иманбек, Димаш Кудайберген и др.), но и совпала с очередным юбилеем «Дос-Мукасана» – 1 августа исполнилось 55 лет со дня основания легендарного ансамбля. Не менее приятно, что зрители увидят это кино сейчас – в сезон свадеб, где до сих пор звучат их песни.

Следите за бромансом

Фильм «Дос-Мукасан» рассказывает о том, как 55 лет назад под Баянаулом в стройотряде зародился отечественный рок-н-ролл и коллектив, который стал праотцом всей эстрадной музыки на казахском языке.

В картине две сюжетные линии. Одна повествует о становлении коллектива, его первых успехах и борьбе за свое самобытное звучание (большинство композиций ВИА – это казахские народные песни в легкой рок-аранжировке).

В другой мы видим историю дружбы между членами коллектива, при этом авторы акцентируют внимание на взаимоотношениях двух лидеров ансамбля и художественных руководителей в разные годы: Досыма Сулеева и Мурата Кусаинова. «Похоже, у нас получился броманс», – говорят авторы. С недавних пор «бромансом» (от английского bro (brothers) стали называть киноленты, в основе которых лежат теплые приятельские отношения между двумя и больше мужчинами.

За какой линией следить интереснее – вопрос на любителя. Одним придется по нраву борьба с партийным руководством за право на самоидентификацию и свободу творчества. Другим – история дружбы со всеми взлетами, падениями, обидами друг на друга и примирением.

Queen дала подсказку

Как говорит режиссер картины Айдын Сахаман, идея снять фильм и мифологизировать «Дос-Мукасан» на киноматериа­ле появилась после просмотра ленты 2018 года «Богемская рапсодия», посвященной Queen (в главной роли – Рами Малек). «Почему бы не сделать подобное с нашими легендами?» – подумал он.

В итоге у Сахамана получилась отличная музыкальная драма (или скорее мелодрама) с элементами мюзикла, где главным достоинством, конечно же, являются хиты «Дос-Мукасана». Именно поэтому во время просмотра картины большинство зрителей, не сдерживаясь, подхватывают знакомые с детства песни и даже, сидя в своих креслах, норовят отбивать заданный с экрана такт.

Киноманы тем временем вспомнят не только «Богемскую рапсодию», но и ярких «Стиляг» Валерия Тодоровского (там тоже боролись со всем западным, ведь «сегодня ты играешь джаз, а завтра родину продашь»).

У многих зрителей ассоциативно всплывал и суперхит российского проката «Движение вверх» Антона Мегердичева, только в последнем вместо музыкантов, за которыми пытается бдеть партия, были баскетболисты.

Ухватили суть

Несмотря на то, что «Дос-Мукасан» – это художественное кино, авторам (это сам Айдын Сахаман и сценарист Евфрат Шарипов) удалось вписать в ткань фильма почти всю настоящую историю коллектива. Безусловно, без фантазии не обошлось. Но то, что кино получилось достаточно правдивым, это точно.

Так произошло, потому что при написании сценария были тщательно изучены все имеющиеся источники, в том числе книга Людмилы Сулеевой – супруги Досыма Сулеева, первого художественного руководителя ансамбля. К тому же консультантами съемочной группы стали сами дос-мукасановцы. Команда ленты встречалась со всеми здравствующими участниками коллектива и не успела поговорить с одним нашим современником – во время карантина умер Камит Санбаев, его имя стоит третьим слогом в названии группы – «Ка». Несколькими годами ранее ушли из жизни Шарип Омаров, его супруга Курманай Ажибаева, Бахытжан Жумадилов (о себе он шутил, что его зовут казахским музыкальным именем «Баха… Баха Иоганн Себастьян-улы»).

Вспомнить в фильме абсолютно каждого не получилось: за 55 лет там было более 30 участников. Но кинематографисты постарались – в истории про молодых дос-мукасановцев задействованы целых 15 членов коллектива – это и мужской состав, и женский, и инструменталисты, и вокалисты. Кроме того, несколько героев были показаны взрослыми.

Зато все знаковые события в творчестве группы отображены в деталях. Например, то, как в коллективе появился каждый из солистов, в том числе Курманай (Катя) Ажибаева. Катя была студенткой Женского педагогического института (ЖенПИ) им. Абая и солисткой еще одного популярного институтского квартета «Айгуль». Ее чарующий голос с потрясающим и очень редким низким тембром, где-то между контральто и меццо-сопрано, придал песням «Дос-Мукасана» особую глубину. Когда Курманай вышла замуж за Шарипа Омарова, она поменяла фамилию, и зрители запомнили ее как Курманай Омарову.

Или взять эпизод, где коллектив покинул ударник Александр Литвинов. Он был вынужден уйти по приказу своей деканши, ведь был студентом горного факультета, а остальные – с факультета, готовящего «автоматчиков производства». Вскоре его заменил Юрий Лим, окончивший балхашскую музыкальную школу по классу баяна и до этого игравший на фортепиано и гитаре.

Сцены, посвященные неформальному общению казахстанцев с польскими и венгерскими студентами, тоже почти чистая правда. Когда наши студенты пели «Сұлу қыз» полякам, они и представления не имели, что на самом деле корни у этой композиции польские. В свое время песню «Шла дэвэчка до лэсэчка» привезла народная артистка СССР Роза Багланова, текст к ней был потом написан на казахском языке. Теперь на концертах ее объявляют как народную польско-казахскую песню.

Подборка кадров

Авторам фильма удалось собрать не просто интересных молодых актеров, которые хорошо играют, поют, танцуют, но и тех, кто имеет по-настоящему портретное сходство с героями. К примеру, Досыма Сулеева сыграл Мейргат Амангельдин. Это актер театра «Жастар», зрители его знают по картине «Каникулы off-line».

Стоит похвалить тех, кто отвечал за визуальную часть ленты – работу художника-постановщика Нурболата Жапакова и его команды, всех костюмеров и декораторов, которые довольно убедительно воссоздали атмосферу прошлого. Тем более, что снимать было непросто – в Алматы почти не сохранилось зданий с архитектурой тех лет, поэтому искали локации в Усть-Каменогорске и Караганде. Все это осложнялось тем, что в подготовительный период был объявлен карантин.

Достойна комплиментов и работа оператора-постановщика Сабита Семетаева. В помощниках у него были известные операторы, в том числе Айдар Оспанов. Все вместе они великолепно сняли кульминационную свадебную сцену «Той-жыры». В ней запечатлена история создания одноименного хита, где участники группы параллельно женятся и обзаводятся детьми. Она снята одним кадром продолжительностью более двух минут. Из-за сложности постановочной съемки на подготовку этого дубля ушло около двух недель.

Для Айдына Сахамана «Дос-Мукасан» – это вторая самостоятельная полнометражная картина (до этого была драма «Анажан»). Но именно эта работа смотрится как большой и настоя­щий дебют, после которого о нем заговорят как о хорошем режиссере. При незначительных несовершенствах (легкая затянутость и желание ухватить всю «правду» о группе, местами не самое глубокое погружение в драматургию и немного неловкие мизансцены), ему все же удалось сделать по-настоящему хорошее народное кино, которое обязательно должно подкрепиться и кассовым успехом.

Музыкальные праотцы

Для молодого поколения и тех, кто по какому-то стечению обстоятельств не знает лучшую казахстанскую музыку 1970-х, напоминаем: «Дос-Мукасан» – это первый популярный казахский вокально-инструментальный ансамбль, созданный студентами Казахского политехнического института им. В. И. Ленина (сейчас Satbayev University). Название коллектива – «Дос-Мукасан» – состоит из первых слогов имен его первых участников: это Досым Сулеев («Дос»), Мурат Кусаинов («Му»), Камит Санбаев («Ка) и Александр Литвинов («Сан»).

Временем рождения ансамб­ля принято считать август 1967 года, когда самоорганизовавшаяся на строительных работах группа выступила на сцене только что построенного Дворца культуры в совхозе «Баянаульский» Павлодарской области. На этом самодеятельный студенческий ансамбль не остановился – стал выступать дальше. «Дос-Мукасан» быстро стал популярным в Алма-Ате, а затем и во всей стране, и вскоре его признали лучшим ВИА республики. Ансамбль даже смог одержать ряд побед в международных конкурсах с участием профессиональных музыкантов – у «Дос-Мукасана» есть медали Всесоюзного конкурса профессиональных ансамблей в Минске (они там соревновались с «Песнярами»), Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Берлине и т. д.

Молодые люди гастролировали не только в СССР, но и в Венгрии, Польше, Франции, Германии, США. Если учесть закрытую политическую систему Советского Союза, его натянутые отношения со всем миром и сложность выезда советских граждан за рубеж, особенно в страны «капиталистического Запада», были признаком невероятного успеха и признания. Также члены «Дос-Мукасана» стали лауреатами премии Ленинского комсомола Казахстана (для советских музыкантов это можно назвать аналогом «Грэмми»). Но главное, что спустя 55 лет они все еще остаются настоящими легендами казахстанской эстрады – без «Той жыры», «Бәрінен де сен сұлу», «Құдаша», «Сұлу қыз», «Алматы түнi» и других песен не обходится ни один казахский той или застолье.

«Дос-Мукасан» принято считать казахскими The Beatles, имея в виду их невероятную популярность и хитовый репертуар. Но относить «Дос-Мукасан» к всего лишь «свадебным коллективам», поющим веселые песни, было бы неверно, ведь множество композиций, написанных группой, можно назвать первой казахской инди-рок-музыкой.

В ней много фолка, психоделики и по звучанию она ближе к Deep Purple, Pink Floyd, нежели к The Beatles.

Взять хотя бы за пример их потрясающий восьмиминутный эпос «Бетпак дала». Это и сейчас звучит модно, свежо и самобытно. Не зря творчество «Дос-Мукасана» любят и современные казахские кинематографисты: к примеру, композиция «Сағындым сені» в исполнении одной из солисток ВИА, Курманай Ажибаевой, потрясающе звучит в фильме «Бой Атбая» Адильхана Ержанова, а затем и в картине «Жаным, ты не поверишь» Ернара Нургалиева. И не случайно после премьеры картины «Дос-Мукасан» на VII кинофестивале короткометражного кино «Байконур» аплодисменты были, пожалуй, самыми долгими за всю историю нового казахского кино.

Песни этого коллектива пережили и Советский Союз, и Коммунистическую партию, и всех, кто обвинял музыкантов в национализме (в основном они пели на родном языке) и подражании буржуазному Западу.

Читайте также