В этом году европейские бренды одежды, как и другие компании, сталкиваются с серьезными экономическими и геополитическими проблемами. Они также решают вопросы, связанные с инфляционным давлением и сбоями в цепочках поставок. «Курсив» изучил корпоративную отчетность нескольких европейских производителей одежды, чтобы понять, как они справляются с этими вызовами.
По данным McKinsey, выручка индустрии моды снизилась на 20% в 2019–2020 годах. Около 7% компаний полностью покинули рынок либо из-за финансовых затруднений, либо их купили конкуренты. После двух лет сектор наконец должен вернуться к росту. Но так ли это?
Продажи шведского производителя Hennes & Mauritz AB (H&M) за три месяца, завершившихся 31 августа, выросли на 3%, до 57,4 млрд шведских крон ($5 млрд), что совпало с прогнозами аналитиков, опрошенных Fact Set. В компании сообщили, что осенние коллекции были хорошо приняты, а продажи в сентябре по сравнению с предыдущим годом выросли.
Тем не менее чистая прибыль компании в июне-августе упала почти в 9 раз. Такое снижение в H&M объяснили расходами в 2,5 млрд шведских крон ($188 млн) на сворачивание бизнеса в России, из которых 2,1 млрд — единовременные затраты. 4 февраля группа приостановила продажи в Украине из-за российско-украинского конфликта, 2 марта — все продажи в России, а 18 июля объявила о своем решении уйти из РФ. Бизнес в Беларуси также будет свернут.
«Это оказало значительное влияние на наши продажи и прибыльность, что объясняет снижение чистой прибыли по сравнению с третьим кварталом прошлого года», – приводятся слова гендиректора предприятия Хелены Хельмерссон в пресс-релизе.
В H&M отмечают, что увеличение расходов на 17% связано с ростом затрат на сырье и перевозку, а также укреплением доллара США. Компания запустила программу, чтобы снизить расходы на 2 млрд шведских крон ежегодно.
В этом году ретейлер планирует открыть около 89 новых магазинов и закрыть около 254 магазинов. На 31 августа 2022 года количество торговых точек H&M составляло 4 664.
Из-за сбоев в цепочках продаж ретейлеры начали наращивать объемы на складах. В сентябре группа Inditex (владеет восьмью брендами: Zara, Pull&Bear, Massimo Dutti, Bershka, Stradivarius, Oysho, Zara Home и Uterqüe) сообщила, что в первом полугодии уже приобрела осенне-зимние товары, из-за чего запасы на складах выросли на 43%.
В первом полугодии продажи компании выросли на 24,5% и достигли 14,8 млрд евро ($14,5 млрд). Ее расходы увеличились на 20%. Чистая прибыль подскочила на 41%. У Inditex имеется 6 370 магазинов.
В среду, 29 сентября, британский производитель одежды Next сообщил, что за шесть месяцев этого года его доходы выросли на 12,3% и составили 2,38 млрд фунтов ($2,6 млрд). Это оказалось ниже, чем прогнозировали аналитики в 2,48 млрд фунтов.
По итогам полугодия общие продажи (включая товары со скидкой) увеличились на 12,8%, при этом наибольший рост наблюдался в магазинах (на 63%), а онлайн-продажи, наоборот, снизились (-5%).
Компания сообщила, что продажи в августе оказались ниже ее ожиданий, но в сентябре произошло частичное восстановление спроса. Однако масштабы августовского замедления свидетельствуют об общем ослаблении базового спроса. В связи с этим Next снизила прогноз продаж на оставшуюся часть этого года с роста на 3% до снижения на 2%.
Менее оптимистично ретейлер оценивает и свою прибыль – теперь, по ожиданиям, она составит 840 млн фунтов стерлингов ($900 млн) против 860 млн, спрогнозированных ранее.
В компании отметили, что прогнозировать сейчас довольно сложно, поскольку на рынке слишком много неизвестных – энергия, грузоперевозки, занятость, налоги, обменные курсы и т. д.
«Прошло более сорока лет с тех пор, как Великобритания в последний раз пережила инфляционный шок в масштабах, которые мы наблюдаем сегодня. Но экономика страны 1970-х годов, опиравшаяся на сильно субсидируемую и тяжелую промышленность, несравнимо отличалась от сегодняшней», – отметили в компании.
В Next считают, что в будущем девальвация фунта усилит инфляционное давление.
«Похоже, у нас могут быть два кризиса: в этом году снижение предложения привело к ухудшению ситуации на рынке, а в следующем году девальвация валюты приведет к повышению цен», – говорится в отчетности. В компании это объясняют тем, что большинство фабрик по производству одежды и товаров для дома оценивают свой товар в долларах. За последний год фунт значительно обесценился по отношению к доллару, поэтому рост себестоимости товаров, похоже, продолжится в следующем году и может ухудшиться во второй половине 2023 года.
Согласно данным Comtrade Организации Объединенных Наций, в 2021 году по всему миру было произведено и экспортировано одежды и обуви на $582,1 млрд. На первом месте находится Азиатско-Тихоокеанский регион с долей 61% всего экспорта. Европа занимает второе место с долей 37%. Это означает, что в целом показатели европейских компаний свидетельствуют о настроениях потребителей во всем мире и демонстрируют, как индустрия моды справляется с инфляционным давлением.