Могут ли облака увеличить ВВП

Опубликовано (обновлено )
Старший корреспондент отдела Business News
Развитие облачных сервисов и искусственного интеллекта обсудили на форуме Digital Bridge 2022
Фото: Wynn Pointaux from Pixabay

Способно ли развитие облачных сервисов и искусственного интеллекта придать стимул отечественному бизнесу, как крупному, так и среднему, обсудили участники одной из панельных сессий на форуме Digital Bridge 2022 в Астане.

«Облачные решения тянут паровозом огромное количество другого бизнеса, развивают экономику. Это очень хорошо видно на примере Китая», – сказал представитель Huawei Артур Пярн.

Он напомнил, что КНР определила в качестве важнейших направлений в последнем своем пятилетнем плане развития: «Микроэлектроника, облачные решения, большие данные и искусственный интеллект. С первым пунктом понятно – там есть некоторое отставание, и окно возможностей закрывается. Но обратите внимание на три следующих пункта. У Китая, казалось бы, все в этом плане очень неплохо, так зачем же еще сильнее концентрироваться на них? И, однако же, именно на этом они фокусируются».

Чтобы ускорить развитие восточных провинций, Китай запустил проект переноса мощностей дата-центров с запада, где они исторически развивались, на северо-восток – аграрный и промышленный в традиционном понимании. В КНР убеждены, что именно эти технологии послужат драйвером развития всей экономики региона, они относятся к вычислительным ресурсам как к важнейшему сырью.

Пярн также отметил, что с ростом сроков поставок оборудования в пандемию до 1-1,5 лет по некоторым компонентам многие уяснили, что вычислительные ресурсы необходимо сегодня запасать, как еду, воду и другие жизненно важные ресурсы.

Как объективно определить уровень развития ИТ в стране?

«Средние затраты на IT в развитой стране – это около 3% от ВВП. Если цифра гораздо меньше, это означает, что имеются определенные проблемы. Аналитики используют этот показатель как индикатор развитости или отсталости той или иной страны. Посмотреть на Казахстан — здесь и сейчас рынок облачных решений оценивается в $20–25 млн. При всем уважении к коллегам, можно сказать, что на текущий момент рынка нет», – сказал Пярн.

Для сравнения, международный рынок «облаков» оценивается в $400 млрд, соседний российский – около $1 млрд.

«Основными драйверами и в Китае, и в России являлись крупные компании и внутренние IT-подразделения заказчиков – те, кто способен утилизировать большое количество сервисов. У китайцев есть такое выражение – «разжечь костер». Это те самые дрова, внутренняя инфраструктура, с которыми можно разжечь костер большого IT-инновационного развития страны», – объяснил представитель Huawei.

Он обратил также внимание на то, что сами облачные провайдеры должны соответствовать названию.

«Можно именоваться облачным провайдером, но при этом им не являться. Облако сейчас подразумевает единую платформу автоматизации. Когда облачный провайдер говорит, что для каких-то задач нужно привлечь инженера, чтобы сделать какую-то настройку, это не совсем облачный провайдер в том понимании, как это видит мир. Все должно быть полностью на 100% автоматизировано. И облако по умолчанию должно включать в себя решения для работы с большими данными, с искусственным интеллектом. Причем все это должно быть доступно как сервис», – говорит Пярн.

Директор крупнейшего в стране независимого разработчика программного обеспечения Prime Source Евгений Щербинин высказал мнение, что облачная инфраструктура могла бы помочь не только развитию крупных игроков, но и вызвать рост доли малого и среднего бизнеса в ВВП. В европейских странах МСБ обеспечивает занятость 70% населения и генерирует 50–60% ВВП, в то время как в Казахстане последний показатель составляет лишь 35%. Если в крупных корпорациях и в госсекторе цифровизация идет достаточно активно, то средний бизнес сталкивается со сложностями в построении собственных IT-отделов или использовании центров обработки данных. На Западе это происходит с помощью облачных сервисов.

Еще серьезнее развитию МСБ могло бы способствовать использование искусственного интеллекта. Машина способна генерировать полезные рекомендации предпринимателям, используя накопленные массивы качественных данных. Последние, в свою очередь, могут быть собраны в облаке от множества компаний.

«Нужно работать над тем, чтобы предоставить возможность среднему бизнесу пользоваться благами, которые дают облачные технологии и искусственный интеллект», – сказал Щербинин. А к облачным сервисам средний бизнес обратится тогда, когда увидит набор удобных и понятных для него продуктов.

Пионер популярных облачных решений в нашей стране – это группа компаний Uchet.kz, которая предоставляет услуги интернет-бухгалтерии, онлайн-документооборота и проверки контрагентов. Ее основатель Максим Барышев рассказал, что для убеждения консервативных бухгалтеров ему пришлось переименовать облачную бухгалтерию в интернет-бухгалтерию. Кроме того, по словам эксперта, он всегда открывал какие-то направления, изначально столкнувшись с проблемой сам. К примеру, после того как была сделана большая предоплата за организацию эко-офиса компании, он узнал, что застройщик имел долги перед бюджетом и проходил по делу ЕХРО-2017. Но онлайн-сервиса, который позволил бы узнать историю компании, тогда просто не существовало. Пришлось создавать. То же и с обменом документами – анализируя расходы, Максим Барышев понял, что копеечная, казалось бы, сумма за почтовую пересылку бумажных документов оборачивается по итогам месяца в самую большую статью расходов. Лучший путь, по мнению предпринимателя, – это обнаружение какой-то «боли» и предложение облачного сервиса, который позволяет эту «боль» закрыть.

Директор по цифровизации дивизиона корпоративного бизнеса АО «Казахтелеком» Айкен Серкебаева, в свою очередь, отметила, что пандемия подстегнула развивать облачные сервисы не только крупный бизнес, но и МСБ, чего раньше не было. Первой действительно популярной услугой стало облачное видеонаблюдение и видеоконференцсвязь.

«Мы понимаем, что за облачными сервисами будущее. На сегодня в доле ИКТ-доходов облачные сервисы у нас достигают 30% и ежегодно прирастают на 25%. Мы будем расширять не только собственные продукты, но и вступать в партнерские программы», – сказала она. Вместе с тем Айкен Серкебаева признала, что МСБ в портфеле клиентов – это пока менее 10%.

Заместитель председателя правления АО «Народный банк Казахстана» Даурен Сартаев сообщил со своей стороны о сложных процессах приобщения МСБ к облачным сервисам. По его словам, банк не так давно попросил клиентов, в частности, бухгалтеров, поговорить со своими акционерами, учредителями и директорами о возможности предоставления Народному банку открытого доступа к их бухгалтерии. По этому поводу был огромный скепсис, в том числе у рисковиков. Никто не верил, что компании откроются. Мол, бухгалтерия – очень интимная сторона жизни малого бизнеса. Однако первый же опрос показал, что 40% предприятий готовы были пускать банк в свою отчетность.

«Как был построен кредитный процесс прежде? Ты хочешь купить магазин, допустим. Там куча документов. Они собирали выписки, справки, приносили нашим аналитикам эти стопки бумаг. Что-то было не так, аналитики возвращали, дебет с кредитом не бился. Мы сказали им: зачем вам это мучение? Откройте доступ к вашей отчетности. Мы сами будем заходить, смотреть, что нам надо, и принимать решение о кредите», – рассказал эксперт.

По его словам, открытость предприятий поможет быстрее принимать различные решения и позволит банку делать своим клиентам опережающие предложения.

«Мы ожидаем, что около 50 тыс. предприятий будут открывать свою отчетность для нас, и не только для того, чтобы мы принимали кредитные решения, а для того, чтобы мы им предоставляли транзакционный сервис», – резюмировал Сартаев.

Если данные предприятий удастся консолидировать, следующим этапом, по мнению экспертов, может пойти использование машинного обучения для рекомендаций. «Каждый пока решает свою проблему на собственном сервере с маленьким кусочком данных, которые у него есть. По нашему мнению, нам нужно работать над тем, чтобы предоставить возможность среднему бизнесу пользоваться благами, которые дают облачные технологии и искусственный интеллект. Чем больше мы будем предоставлять удобных продуктов, тем больше предприятия будут развиваться и тем более им это будет выгодно», – сказал Евгений Щербинин. Он не упомянул об этом на сессии, однако «Курсив» уже писал, что Prime Source слилась летом этого года с американской компанией FatBrain AI. Последняя создает как раз облачную платформу, которая позволит среднему бизнесу в одном месте получать массу услуг, в том числе рекомендации, основанные на работе искусственного интеллекта.

Руководитель машинного обучения VK Александр Мамаев говорит, что пока его компания делает ставку все же на крупные компании. Он утверждает, что, по его опыту, от силы 20% трудозатрат уходит на создание самой модели при создании приложений или систем поддержки принятия решений с использованием искусственного интеллекта. Большая часть усилий уходит на подготовку самих данных, так как с этим изначально все обстоит обычно не лучшим образом.

В целом все участники дискуссии сошлись в том, что независимо от того, о крупных корпорациях идет речь или о среднем бизнесе, облачные решения, а в дальнейшем и построенные поверх них системы с элементами искусственного интеллекта – это наше ближайшее будущее.

Читайте также