Какие факторы давят на курс тенге в Казахстане

Опубликовано
Старший корреспондент отдела Business News
Глава Нацбанка рассказал, как на нацвалюту влияет геополитическая ситуация и ужесточение денежно-кредитной политики ФРС

Несколько внешних факторов продолжают давить на курс национальной валюты Казахстана. В частности, это ужесточение денежно-кредитной политики ФРС США и эскалация геополитических конфликтов. Об этом на заседании правительства 11 октября сообщил председатель Национального банка Галымжан Пирматов.

Валовые международные резервы за сентябрь снизились на $2,1 млрд и составили $84,4 млрд. По его словам, несмотря на снижение золотовалютных активов с начала года на $1,6 млрд на фоне проведения интервенций в феврале-марте текущего года, выплаты государственного долга, а также снижение цены на золото уровень ЗВА является достаточным и позволяет покрыть около 7,3 месяца импорта.

«За сентябрь текущего года курс тенге по отношению к доллару США ослаб на 0,9%, до 476,53 тенге за доллар. Давление на обменный курс тенге, как и на валюты развивающихся рынков, продолжают оказывать активное ужесточение денежно-кредитной политики ФРС США, глобальное укрепление курса доллара США, эскалация геополитических конфликтов», – сказал он.

По его словам, гибкое курсообразование способствует повышению эффективности функционирования валютного рынка и сохранению международных резервов.

Глава Нацбанка отметил, что конфликт в Украине оказывает «повышательное» давление на цены. При этом инфляция в большинстве стран продолжает превышать целевые показатели. В ответ мировые центробанки продолжают синхронно ужесточать денежно-кредитную политику с целью обуздания инфляции.

В Казахстане уровень инфляции также значительно превышает среднегодовые значения, достигнув по итогам сентября 17,7% в годовом выражении.

«Наибольший рост цен за последние два месяца наблюдается по аренде за жилье на фоне полномасштабного начала учебного года офлайн, так и на фоне притока населения из соседней страны после объявленной частичной мобилизации», – сказал Пирматов.

По его словам, в мире продолжается бегство в защитные активы на фоне ужесточения финансовых условий и растущих рисков рецессии, а фондовые рынки падают третий квартал подряд, что является самым затяжным падением с 2008 года.

Пирматов сообщил, что Нацбанком проведены работы по расширению охвата статистики платежного баланса по отдельным видам внешнеэкономических операций физических лиц. В частности, осуществлена оценка импорта товаров, приобретаемых физическими лицами через зарубежные интернет-площадки. За период с 2015 года импорт товаров по электронной торговле досчитан на сумму $2,6 млрд.

Также произведена оценка ввоза физическими лицами легковых автомобилей с иностранными регистрационными номерами на основе сведений из Единой страховой базы данных РК.

«Как известно, часть автомашин не проходила первичную регистрацию в РК, соответственно, не отражалась в официальной статистике. Общий объем неучтенного импорта по ввозу автомобилей с 2015 года составил, по консервативным оценкам, 4,2 млрд долларов США или в среднем около 500 млн долларов США ежегодно. Совокупный объем досчетов в период с 2015 года по второй квартал 2022 года составил 6,8 млрд долларов США. При этом пик досчетов приходится на 2021 год, импорт в котором был скорректирован на 1,7 млрд долларов США», – сказал Пирматов.

Таким образом, отметил он, включение в статистику внешнего сектора указанных трансграничных операций физлиц снизило профицит торгового баланса с $6,6 млрд до $5,7 млрд в первом полугодии, но улучшило качество статистики платежного баланса.

Ранее аналитики, опрошенные Ассоциацией финансистов Казахстана (АФК), сообщали, что в течение года курс тенге может ослабнуть до 485,4 тенге за доллар.

Читайте также