Британская консалтинговая компания Z/Yen Group Limited совместно с Институтом развития Китая опубликовала 32-й по счету Индекс мировых финансовых центров (GFCI 32). Этот своего рода рейтинг мировых финансовых центров впервые был опубликован в 2007 году и с тех пор обновляется каждые полгода (в марте и сентябре).
GFCI 32 составлен на основании оценок более чем 11 тыс. респондентов, которые те выставляли глобальным финансовым центрам, и на основании анализа 151 фактора, объединенного в пять групп. Это деловая среда (налоговый режим, верховенство закона, политическая стабильность, макроэкономическая ситуация и т. д.); человеческий капитал (доступность квалифицированного персонала, гибкость рынка труда, уровень профильного образования, его доступность и т. п.); инфраструктура (транспортная инфраструктура, телекоммуникации, цифровая инфраструктура, устойчивость развития инфраструктуры и т. д.); развитие финансового сектора (доступность капитала, ликвидность рынка, экономический потенциал); репутация (имидж города, уровень развития инноваций, культурное разнообразие и культурная привлекательность). Все эти показатели составители индекса берут из оценок сторонних организаций, в их числе, например, Всемирный банк, компания The Economist Intelligence Unit, ОЭСР и ООН.
В GFCI 32 исследователя проанализировали 128 финансовых центров. 119 из них попадают в основной индекс GFCI. Еще девяти центрам (в том числе Ташкенту) только предстоит получить 150 оценок, необходимых для включения в основной индекс GFCI. До достижения этой заветной цифры они попадают в категорию «ассоциированные центры». И если Миннеаполису осталось получить всего одну оценку, то Ташкенту – еще 137.
В рейтинге мировых финансовых центров лидирует Нью-Йорк. Лондон занимает второе место. На третьем месте Сингапур, на четвертом – Гонконг. В топ-10 рейтинга вернулся Париж, потеснив Токио, который опустился на 16-е место, возможно, из-за сравнительно медленного восстановления потребительского спроса в стране после пандемии COVID-19. Выводы отчета показывают, что пандемия не повлияла на тенденции по смещению мировой финансовой активности из Северной Америки и Европы в Азию. В топ-10 крупнейших мировых финансовых центров сейчас входят Гонконг, Шанхай, Пекин и Шэньчжэнь.
В GFCI 32 конкурентоспособность финансовых центров рассматривается не только в глобальном, но и в региональном аспекте. Казахстанские финансовые центры составители рейтинга отнесли к региону Восточной Европы и Центральной Азии. В этом регионе лидирующие позиции сейчас у Праги, Варшавы и Астаны. Они обогнали Москву, которая, как и Санкт-Петербург, резко «провалилась» в рейтинге.
Астана (GFCI 32 фигурирует еще как Нур-Султан) входит в топ-15 мировых финансовых центров, обладающих наибольшим репутационным преимуществом. Средневзвешенная оценка, данная финансовому центру, отражает средний балл, который центр получает от финансовых специалистов по всему миру (с поправкой на время – у более поздних оценок больший вес). Общий рейтинг в индексе представляет собой оценки, скорректированные с учетом инструментальных факторов.
Если средняя оценка центра выше, чем его рейтинг GFCI, значит, респонденты воспринимают этот конкретный финансовый центр в более позитивном ключе по сравнению с теми выводами, которые можно сделать только из количественных показателей. Высокое репутационное преимущество может быть обусловлено мощным маркетингом или осведомленностью о существующих или формирующихся сильных сторонах финансового центра.
Репутационное преимущество может стать и слабостью. Центры с высоким репутационным преимуществом должны поддерживать свой успешный маркетинг повышением своей базовой конкурентоспособности. Рейкьявик и Циндао явно нуждаются в решении этой проблемы – у них самое высокое репутационное преимущество из всех финансовых центров – 128 и 116 баллов соответственно. У Астаны этот показатель равен 63.