После январских событий власти РК предложили обществу идеологический конструкт «Новый Казахстан». Эта идеологема обрела новые очертания во время предвыборной гонки.
Нынешнее политическое пространство Казахстана в целом деидеологизировано. На первый взгляд может показаться, что идеологический спектр парламентских партий разнообразен, а электорату есть из чего выбирать.
Народная партия Казахстана закрепилась на левом фланге, демократическая «Ак жол» позиционирует себя как партия национальной буржуазии, а центр занимает партия «Аманат» (бывший «Нур Отан»). В прошлом «Нур Отан» менял форму, а не содержание, но всегда оставался партией власти. К слову, из-за апелляции ко всем стратам казахстанского общества контуры любого идеологического концепта «Нур Отана» оставались обычно размытыми.
Классический трехкомпонентный идеологический спектр в парламенте не итог бескомпромиссной борьбы между партиями, а результат моделирования Акордой партийного поля. Власть начала моделировать партийное поле на заре 2000-х, после двух стрессовых для нее ситуаций. Напомним, в 1998 году Акежан Кажегельдин, экс-премьер-министр РК, выдвинул свою кандидатуру на президентских выборах – 1998 и создал партию РНПК, а в 2002 году группа относительно молодых бизнесменов и чиновников объединилась и создала партию «Ак жол».
Ситуация схожа и во внепартийном политическом пространстве. Политические фигуры, стремящиеся оппонировать власти, так и не переросли в серьезных игроков. В их активе вместо стройного идеологического концепта посты в соцсетях на злобу дня, а вместо многочисленных сторонников – несколько соратников в офлайне и неустойчивая масса виртуальных товарищей.
Но после январских событий, которые несколько дней трясли нашу страну, идеологический полувакуум стали наполнять новыми идеологемами. Президент РК Касым-Жомарт Токаев свое выступление 11 января закончил словами «Вместе мы построим новый Казахстан!». Его слова были подхвачены лояльными власти экспертами и блогерами и возникла свежая идеологема – «Новый Казахстан», которая должна убедить в том, что казахстанское общество оставляет все плохое в прошлом, а лучшее из былого забирает в светлое будущее.
Да здравствует Вторая республика!
Идеологемы в старом Казахстане, как правило, попадали в президентские спичи, а затем транслировались в документы более низкого уровня. В этом смысле новый Казахстан мало отличается от старого. В следующих после январского выступлениях президент начал предлагать общественности новые идеологические конструкции, которые, с одной стороны, расширяли смысловое содержание «Нового Казахстана», с другой – обеспечивали PR-наполнение политических инициатив второго президента РК.
Касым-Жомарт Токаев 16 марта 2022 года выступил с посланием народу Казахстана с красноречивым названием «Новый Казахстан: путь обновления и модернизации». Токаев тогда впервые и рассказал о том, как он сам понимает «Новый Казахстан». Оказалось, что это «образ будущего нашей суверенной страны», где соблюдаются конституционные права граждан, где политическая культура базируется на доверии между государством и обществом и где важные решения будут приниматься открыто, с участием граждан. Чтобы заложить фундамент нового Казахстана, президент РК предложил изменить более чем 30 статей Конституции и назначил референдум по этому поводу.
В своем следующем публичном выступлении, состоявшемся 22 марта на массовом праздновании Наурыза в Алматы, Токаев расширил уже прозвучавшую идеологему еще одной – «Вторая республика». «Мы обязательно построим эту новую страну, Новый Казахстан, Вторую республику», – заявил президент РК.
Смысл новой идеологемы пришлось разъяснять Ерлану Карину (тогда госсекретарь РК). «Эти две идеологемы имеют одну суть, различаясь лишь в акцентах», – написал он. По его словам, нельзя построить новый Казахстан «в один момент, в одночасье», поскольку «это глубокий и долгий процесс общественной трансформации».
Зато идеологема «Вторая республика» имеет практическое содержание и временной горизонт. Из слов Ерлана Карина выясняется, что «Вторая республика» в политической практике означает «окончательный переход от суперпрезидентской формы правления к президентской республике с сильным парламентом». Как раз в этих целях были предложены конституционные изменения и назначен референдум. И еще одно уточнение от госсекретаря РК: «Вторая республика – это уже вполне близкая и осязаемая цель, поскольку реализация выдвинутых главой государства политических реформ планируется в течение этого года».
После прошедшего референдума идеологема «Вторая республика» вышла из пропагандистского оборота.
Добавим, что в политтехнологическом смысле концепт «Новый Казахстан» привлекателен в первую очередь для власти: речь откровенно идет о процессе. Как и любой другой процесс, реализация «Нового Казахстана» не имеет дедлайна. Но отсутствие дедлайна – одновременно и слабая сторона, это вынуждает власть каждый раз предлагать обществу новые инициативы, приближающие к идеальному будущему.
Новый «Новый Казахстан»
Самая последняя инициатива властей – внеочередные выборы президента РК, назначенные на 20 ноября 2022 года. Выборы укладываются в логику идеологического концепта: новому Казахстану требуется президент с обновленным мандатом и без обязательств перед старым политическим режимом.
Глава государства официально не заявлял о начале предвыборной кампании. Но, судя по подаче и содержанию последних рабочих поездок по регионам страны, предвыборная кампания началась в конце сентября. Произнесенные спичи во время этих поездок содержат новые идеологические месседжи, дополняющие концепт «Новый Казахстан».
Токаев начал предвыборные поездки по регионам РК с Туркестана (27 сентября). Выбор закономерен: власти последние годы позиционируют Туркестан как духовную столицу тюркского мира; в этом городе похоронены 21 хан, 8 султанов, 23 бия и 59 батыров. И лучше, чтобы путь в светлое будущее начинался с благословения святых предков.
«Будет правильным назвать этот священный город нашей духовно-исторической столицей. Поэтому думаю, что правительство в ближайшее время примет соответствующее решение по вопросу о предоставлении такого статуса Туркестану», – сказал Токаев на встрече с общественностью Туркестанской области. Это уже третья столица в дополнение к политической столице, Астане, и финансовой – Алматы.
На этой же встрече Токаев презентовал абаевскую концепцию «совершенного человека». «Совершенный человек – это человек, которого отличает содержательное бытие, глубокое мировоззрение, широкий кругозор и трудолюбие», – поделился Токаев своим понимаем нравственной парадигмы Абая.
В тот же день Токаев посетил Шымкент. Тут его выступление больше содержало проблемы насущного характера: развитие местного бизнеса и инфраструктуры, строительство жилья и школ. Также он коснулся геополитического позиционирования страны, и в этом смысле новый Казахстан ничем не отличается от старого. «Мы будем бороться за верховенство международного права и Устава ООН», – отметил он и добавил: «Наша внешняя политика по-прежнему будет сбалансированной, разнонаправленной и конструктивной».
Олигархам тут не место
Семей – следующий город, перед общественностью которого выступил Токаев (30 сентября). Выбор вновь не случаен: Семей, как и Туркестан, в общественном сознании имеет собственную символику – это земля дала стране Абая, Шакарима и Мухтара Ауэзова, а также целую плеяду известных алашординцев. К сожалению, спич главы государства в Семее не содержал новых идеологем, раскрывающих основной концепт «Новый Казахстан».
Караганда – четвертый город, куда приехал президент страны (5 октября). В экономике региона преобладает промышленность, значит, там много рабочих. Поэтому президентская речь в части строительства нового Казахстана содержала резонирующие с сознанием рабочего класса месседжи. «Эпоха олигархического капитала в Казахстане завершается, наступает период социальной ответственности перед гражданами страны», – возвестил Токаев.
В Караганде президент повторил предвыборные обещания, которые он давал во время президентских выборов-2019: «Перед нами стоит задача кардинального реформирования судебной системы и правоохранительных органов, в результате которой законность и правопорядок должны стать мерилом нашей жизни».
Павлодар – пятый город в электоральной географии Токаева (5 октября). Там кандидат в президенты Токаев пообещал построить Новый Справедливый Казахстан. Эта цель станет достижимой, по его мнению, только тогда, «когда в нашей стране утвердится культ знаний».