Глава Нацбанка назвал ожидания казахстанцев основной причиной давления на инфляцию

Опубликовано
Старший корреспондент отдела Business News
Все остальные факторы позволяют ожидать снижения уровня цен

Казахстанцы продолжают ожидать роста цен в стране. Данный фактор стал основным в пользу сохранения давления на уровень инфляции в республике. Так считает председатель Национального банка Галымжан Пирматов.

Таким мнением глава Нацбанка поделился, отвечая на вопросы депутатов на пленарном заседании мажилиса парламента 19 октября. Правительство и Нацбанк прогнозируют уровень инфляции в 2023 году в 7,5–9,5%, в 2024 году – 4–5%, в 2025–2027 годах – 3–4%. При этом, по данным Бюро национальной статистики, в сентябре инфляция в годовом выражении составила 17,7%.

«Что касается давления на инфляцию, то (его. – «Курсив») будут оказывать высокие незаякоренные инфляционные ожидания населения. Национальный банк продолжит проводить дезинфляционную денежно-кредитную политику и принимать все меры, чтобы не допустить бесконтрольного роста цен», – сказал он.

По его мнению, все остальные причины были уже купированы. В частности, он напомнил о повышении базовой ставки Нацбанком с 9,75% до 14,5%, пообещав продолжать такую политику.

Также он отметил снижение инфляционного давления на продовольственные товары.

«Индекс ООН продовольственных цен шестой месяц подряд показывает потихоньку падение от пика в марте этого года. Третье – это снижение инфляционного давления в странах – основных торговых партнерах Казахстана. В Российской Федерации в следующем году, по прогнозам Центробанка России, инфляция сложится на уровне 5,7%», – сказал он.

В свою очередь премьер-министр Алихан Смаилов отметил, что в Европе и США отмечаются рекордные за последние 40 лет показатели инфляции – около 10%, а цены на продукты растут еще быстрее. В соседних экономиках также сложился более высокий уровень инфляции – около 14–15%. По его словам, причиной ускорения инфляции стало повышение цен на энергоносители, минеральные удобрения, продовольственные товары и проблемы с транспортировкой товаров. Кроме того, негативное влияние оказало и резкое укрепление российского рубля к доллару, и, соответственно, к тенге на 30%, что повлекло рост цен на российский импорт в Казахстан. Доля РФ в общем объеме казахстанского импорта составляет около 40%.

«Нам надо таргетировать более низкие уровни инфляции и делать все, чтобы достичь этих более низких значений инфляции. И, кроме того, инфляционные ожидания тоже нельзя допускать с тем, чтобы со своей стороны также не оказывали негативного влияния на рост цен», – сказал он.

Премьер отметил, что основной вклад в рост цен сделали продукты (55%), поэтому правительство удвоило финансирование АПК, получив в январе – сентябре рост валовой продукции сельского хозяйства на 7%. В качестве оперативных мер по сдерживанию роста цен Смаилов назвал решение вопросов в логистике, антимонопольное и внешнеторговое регулирование, контроль за соблюдением бизнесом 15%-ной торговой наценки на социально значимые товары, заявив о реальности снижения инфляции в 2023 году до 9,5–7,5%.

Напомним, инфляция в Казахстане достигла в сентябре 17,7% в годовом выражении. За прошлый месяц цены выросли на 1,8%, а с начала года – на 15,4%.

Также в октябре в Нацбанке сообщили, что в Казахстане за последние два месяца наибольший рост цен наблюдался по арендной плате за жилье, как на фоне полномасштабного начала учебного года офлайн, так и на фоне притока населения из соседней страны после объявленной частичной мобилизации, а также по услуге образования, канцелярским товарам.

Читайте также