Майнинговая индустрия в РК в нескольких шагах от получения собственного отраслевого регулирования. 12 октября мажилис в первом чтении одобрил проект закона «О цифровых активах в РК» и поправки, направленные на регулирование майнинга. Авторы уверены,
что это станет первым этапом создания правовых условий для развития полноценной криптовалютной экосистемы и после принятия законопроектов майнеры станут полноценными участниками экономики РК.
Законопроект предусматривает новое налогообложение, лицензирование майнинговой деятельности, создание майнинг-пулов, реестра майнингового оборудования и отечественных криптобирж. Депутат Екатерина Смышляева говорила, что откроются дополнительные возможности по привлечению инвестиций для строительства новых генераций на месторождениях и возобновляемых источников энергии. Кроме того, по словам разработчиков, поправки переориентируют интерес инвесторов с сырьевого потенциала на оборот продуктов цифрового майнинга.
Продвинутый закон
Президент казахстанской Ассоциации блокчейн и индустрии дата-центров Данияр Мубараков считает, что принятый законопроект будет «самым продвинутым документом» для регуляции цифрового майнинга и системы в целом. Он уверен, что привлекательность для инвесторов заключается именно в четких и понятных правилах.
«Законопроект, который сейчас обсуждается, ответит на вопрос, как дальше будет регулироваться рынок. В моем понимании, это очень серьезный шаг на пути к определенным стандартам. В этом и заключается привлекательность майнинга для инвесторов. Прочитав закон, они будут больше понимать, что здесь уже есть какой-то порядок, уполномоченный госорган, Минцифры, который будет контролировать деятельность и вести госполитику в отношении отрасли», – говорит Мубараков.
Как следствие, инвестиции в отрасль вырастут, добавил президент ассоциации блокчейн. Потому что помимо понятных правил инвестиции в майнинговый проект отбиваются в разы быстрее. «Майнинг в мире ценится тем, что он потребляет электроэнергию. Когда инвесторы приходят и говорят: «Мы хотим открыть тут ВИЭ», то они всегда рассматривают такую возможность, чтобы их потребителями были майнеры. Майнеры потребляют электричество ровным графиком, в больших объемах и исправно платят. То есть отбивают инвестпроект быстрее. Даже в Америке майнинг рассматривается не как проблема потребления энергии, а как решение перехода на зеленую экономику. А майнеры тут серьезное подспорье», – считает Мубараков.
Криптотрейдер Диана Васильева также оценивает новую норму позитивно. Участник рынка указывает на главное преимущество нововведений, это правовая защита бизнеса, избавляющая майнеров от рэкета, бюрократии и постоянного страха за свой бизнес, когда он находился в серой зоне.
«Каждый майнер-старичок прошел все кошмары и о стабильности только мечтал. Новые законы дают эту стабильность, чистоту бизнеса и возможности как для местных майнеров, так и для крупных майнинг-центров. Это малая плата за спокойный сон. Не могу не упомянуть, что обязательство реализовывать вознаграждения за майнинг на отечественных биржах запускает большую цепочку в развитии полного цикла криптовалюты в Казахстане и новые возможности. Это приведет к расцвету и буму индустрии», – уверена Васильева.
В холдинговой компании AQ Group, которая ранее занималась добычей и переработкой нефти и газа, а с 2020 года начала майнинг цифровых активов в собственных дата-центрах, сказали, что законопроект создает хорошие условия для развития отечественных проектов, в частности, в самой криптоиндустрии, а также дает возможность развиваться криптобиржам.
Против серых
Новое регулирование ощутимо меняет правила игры, создавая более комфортные условия для «белых» майнеров и усложняя жизнь «серым». Мубараков обращает внимание на то, что в нормах прописаны требования к системам майнеров, выдержать которые «серым» игрокам будет сложно.
«Вводят дополнительные требования к системам, которые должны быть у майнера. АСКУЭ (автоматическая система учета и контроля электроэнергии) и САОН (система автоматического отключения нагрузки) позволят системному оператору увидеть, сколько электроэнергии потребляет майнер. Понятно, что если будет дефицит, то будут страдать «белые» майнеры, с этим ничего не поделаешь», – говорит собеседник «Курсива».
Испортит жизнь «серым» майнерами и создание единого реестра оборудования. Это позволит увидеть, сколько единиц оборудования циркулирует в системе, и узнать его модельный ряд. «Беря индекс всей вычислительной мощности, мы отнимаем официальную мощность, и у нас получается мощность неофициальная – «серых» майнеров. Здесь можно увидеть, насколько меры борьбы с «серыми» майнерами себя оправдывают и насколько они эффективны, и это облегчит задачу правоохранительным органам», – говорит президент ассоциации блокчейн.
По расчетам Мубаракова, если брать всю экосистему цифровых активов – от майнинга, майнинг-
пулов до бирж, за шесть лет в виде налогов может быть выплачено 400 млрд тенге.
Налоговые оковы
Майнинговые компании и экспертов смущает новая система налогообложения. Разработчики предлагают дополнительно к существующим НДС при ввозе оборудования и плате за цифровой майнинг на киловатт взимать в республиканский бюджет корпоративный подоходный налог с вознаграждения майнеров, налог на доход майнинг-пула, плату с операций на криптобиржах.
Криптотрейдер Васильева говорит, что прошлый вариант регулирования – с 1 тенге за киловатт и полным освобождением от иных налогов – был попросту удачей для майнеров как бизнесменов и привлек множество новичков. «Новые налоги снизят рентабельность. Но важно не забывать, что доходность майнинга была запредельной, если сравнивать с традиционным бизнесом. Период окупаемости сейчас, с учетом всех новых факторов, сопряженный с «медвежьим» периодом на рынке криптовалюты, повышается в два раза – с года до двух», – предполагает она.
Ассоциация блокчейн будет настаивать на отмене налога, привязанного к объему потребляемой электроэнергии. «Это то же самое, что вводить налог для кондитера, привязываясь к объему потребляемой муки. На самом деле неэффективная ставка, она была внедрена без обсуждения с ассоциацией и без всяких расчетов», – поясняет Мубараков.
Взамен он предлагает оставить корпоративный подоходный налог, который будет облагать разность между вознаграждением майнеров и их себестоимостью. «Тут еще нужно понимать, что вводится механизм так называемых майнинг-пулов. Это будет аккредитованный МЦРИАП сервис, который будет объединять всю вычислительную мощность наших майнеров и распределять вознаграждение каждому участнику рынка. Информацией о вознаграждении он будет делиться с КГД, АФМ. То есть бизнес по зарабатыванию криптовалюты становится предельно прозрачным», – рассказал Мубараков.
В AQ Group предлагают внедрить единый налог для майнеров.
Не в радость
Однако ожидать, что новое регулирование стимулирует бурное развитие майнинговой индустрии, не следует, уверены опрошенные «Курсивом» спикеры.
Бывший глава KEGOC, системного оператора национальной электроэнергетики, Асет Наурызбаев считает, что никакой потребности в специальном регулировании майнинга нет. «То, что сейчас происходит, ухудшает инвестпривлекательность РК. Майнеры для энергосистемы – это счастье. Нам повезло, что у нас есть столько майнеров. Более 1000 МВт было у нас в пике майнеров. Если бы мы правильно с этим работали, то мы бы это уже давно все наладили. Когда есть возможность отключить в случае аварии большой объем потребления, при этом не нарушая жизнедеятельности людей, а это и есть майнеры, это очень полезно для энергосистемы», – говорит Наурызбаев.
Финансовый эксперт Дмитрий Сочин считает, что лучшие времена в отрасли прошли и регулирование вряд ли повысит ее инвестпривлекательность. По его словам, на криптоиндустрию уже сейчас влияют такие факторы, как повсеместный рост тарифов и падение цен на крипторынке. «Лоббирование конверсии выручки на локальных биржах пользы для развития криптоиндустрии не принесет, потому что там, где есть искусственно созданные факторы, развития и настоящего рынка никогда не будет по определению», – подчеркивает эксперт.
То, что инвесторы на рынок пока идут неохотно, подтверждают и участники рынка. Всему виной дефицит электроэнергии, высокие налоги и нестабильная политическая ситуация, говорит менеджер по развитию бизнеса AQ Group Жанель Бекмуханбетова.
«КЕGОС снова не дает электричество, по последним данным, до 15 октября все отключены, что увеличивает простой майнинг-оборудования, тем самым увеличивая убытки майнинговых компаний. А дефицит – из-за отсутствия модернизации энергосистем. Ранее публичные майнинговые компании прекратили инвестирование в строительство дата-центров на территории Казахстана из-за увеличения налогов и нестабильной политической ситуации», – подчеркивает она.
Директор Алматинского вентиляторного завода Марат Баккулов, который поставляет оборудование майнерам, подтверждает, что такого наплыва инвестиций, как в прошлом году, уже нет. Остались единичные заказы. «Кто-то, видимо, добирает и расширяет, но как было в прошлом году – сотни штук и в короткие сроки, – уже нет. Не могу судить о том, из-за чего это происходит. Или рынок сам себя отрегулировал, или биткоин упал, или все-таки государственное вмешательство снизило привлекательность рынка. Факт остается фактом. Для нашего завода майнинговые фермы уже далеко не крупные заказчики», – комментирует он.