Report | Газета Курсив №41

На фоне регулирования цен розничная торговля продовольствием сокращается

Оптовая, напротив, ощутимо выросла
Фото: Shutterstock

Kursiv Research продолжает анализировать торговую отрасль, показатели которой выступают как опережающие индикаторы самочувствия казахстанской экономики.

Ключевое наблюдение из анализа официальной статистики за девять месяцев 2022 года: наблюдается большой разрыв между динамикой розничного и оптового оборота продовольственных товаров. Если первый сегмент в реальных величинах схлопнулся на 1,5%, то второй прибавил 20,9%.

Последний раз подобная разнонаправленная динамика фиксировалась в аналогичном периоде 2018 года. Нынешняя динамика, на наш взгляд, связана с попытками правительства регулировать цены директивным способом. Эту тактику кабмин начал активно использовать в 2020 году, во время коронакризиса, но, видимо, вошел во вкус: с некоторыми изменениями директивные методы регулирования применяются сейчас, поскольку инфляции вышли на двузначные значения, а сдерживание цен – одна из ключевых повесток правительства РК.

Замедление оборота
Товарооборот розницы за девять месяцев 2022 года достиг 10,6 трлн тенге, продемонстрировав номинальный рост на 15,7% (по сравнению с аналогичным периодом 2021 года). За последние пять лет это самый высокий темп прироста. Но если скорректировать динамику на величину инфляции, то дела в розничной торговле обстоят неважно.

Положительная динамика в сопоставимых ценах зафиксировалась на отметке 1,4%. И если не брать во внимание 2020 год, когда во всем мире бушевала пандемия COVID-19, а глобальная экономика переживала кризис, то речь идет о самой слабой положительной динамике за последние пять лет.

Вялые продажи продовольственных товаров тянут вниз розничную торговлю. В этом сегменте оборот составил 3,8 трлн тенге, прибавив в номинале 15,5%. Но высокая продовольственная инфляция, которая в сентябре достигла 23%, съела этот номинальный рост. В результате розничные продажи продовольствия в реальном выражении уменьшились на 1,5%.

Вклад непродовольственных товаров в общую динамику розничной торговли, напротив, оказался положительным. Оборот в этом сегменте составил 6,8 трлн тенге – номинальный рост на 15,7%. С учетом инфляции положительная динамика установилась на отметке 3,1%.

Под оптовой торговлей подра­зумевается реализация товаров для последующей перепродажи в розницу, а также поставки средств производства предприятиям-потребителям.

В оптовой торговле, как и в рознице, наблюдается замедление. По итогам девяти месяцев 2022 года оптовые продажи достигли почти 23,6 трлн тенге, показав рост в номинальном выражении на 20,6%. С учетом инфляции положительная динамика составила 5,6% – и если не учитывать показатели 2020 года, когда экономика РК была парализована пандемией COVID-19, то речь идет о самой слабой положительной динамике с 2018 года.

Анализ оптовой торговли по сегментам показывает скромные результаты продаж непродовольственных товаров (включая товары производственно-технического назначения) и взрывной рост оборота продовольствия. Если первый сегмент прибавил 2,9%, то второй – сразу 20,9%. Отметим, что в аналогичном периоде предыдущих трех лет динамика оптовых продаж продтоварами была отрицательной.

Минус на плюс
Встает вопрос, чем вызван большой разрыв между динамикой розничного и оптового оборота продовольственных товаров. Повторим вышеуказанные цифры: розничные продажи продовольствия в реальном выражении сократились на 1,5%, тогда как оптовые выросли на 20,9%.

Более того, величина разницы в абсолютных значениях вполне огромная и достигает почти 1 трлн тенге. Розничный оборот продовольствия по итогам девяти месяцев 2022 года составил 3,8 трлн тенге, оптовый – почти 4,8 трлн тенге. Отметим, что подобный разрыв не наблюдался в предыдущие три года.

Высокий разрыв текущего года сложно объяснить тем, что оптовые компании на фоне высокой неопределенности решили закупиться впрок. Имеющаяся статистика не подтверждает этот поведенческий стереотип: объем товарных запасов на предприятиях оптовой торговли находится в пределах нормы. По итогам девяти месяцев 2022-го товарных запасов хватит на 31 день, такая же ситуация наблюдалась в аналогичном периоде предыдущего года.

Возможное объяснение столь высокого разрыва – возросший теневой сектор в рознице. Несколько замечаний по этому поводу. Первое – исторически высокая доля ненаблюдаемой экономики фиксировалась в двух отраслях – в торговле и логистике (которая является смежной с торговлей отраслью). Второе замечание: доля ненаблюдаемой экономики в торговле последние годы заметно сократилась, с 8,62% в 2018-м до 2,77% по итогам прошлого года, согласно данным БНС АСПР РК. Из этих выкладок следует, что в торговле накоплен опыт и наработаны механизмы, необходимые для увода части бизнеса в тень, если стоит вопрос его выживания.

Статистика по ненаблюдаемой экономике за 2022 год выйдет только в следующем августе. Но отчасти на рост теневого сектора могут указывать цифры, приведенные главой государства летом этого года на расширенном заседании правительства: «Крайне важно навести порядок в торговой системе, имеющей один из самых высоких уровней теневой экономики – 40 процентов».

Раз, два, три – инфляция, замри

Возможно, причина ухода бизнеса в тень кроется в правительственных мерах по стабилизации цен, которые по своему характеру являются директивными. Правительство РК начало активно использовать эти инструменты в 2020 году, когда экономика страны, да и глобальная, были парализованы пандемией COVID-19.

В апреле 2020 года казахстанское правительство установило предельную надбавку, которая не должна превышать 15%, на социально значимые продовольственные товары (СЗПТ, 19 товаров). А в акиматах были созданы мобильные группы, которым было поручено обходить торговые точки и проверять размер наценки. Ко всему прочему на время действия режима чрезвычайной ситуации был запрещен экспорт семи видов СЗПТ, среди которых гречиха, сахар, картофель, лук (чеснок), семена подсолнечника, масло подсолнечное, крупа гречневая.

Эти действия оказались успешными. В сентябре 2020-го правительство РК отчиталось о приемлемом удорожании СЗПТ, всего на 4,4% с начала года; более того, рыночная стоимость некоторых СЗПТ снизилась.

Успехи директивных мер на фоне слабых результатов антиинфляционной политики Нацбанка РК, эффект которой гасили растущие бюджетные расходы, сделали инструменты по стабилизации цен предпочтительными для нашего кабмина. «Мы также столкнулись с неконтролируемым ростом инфляции. Нацбанк, правительство оказались бессильными перед ней, сославшись на мировые тенденции», – сказал президент РК Касым-Жомарт Токаев, выступая с посланием народу Казахстана 1 сентября 2021 года.

Спустя неделю правительство РК предложило комплекс мер антиинфляционного реагирования. В нем были инструменты, которые могли дестимулировать бизнес. Например, ограничения на вывоз сырья и материалов, если по ним наблюдается дефицит или удорожание; усиление контроля за соблюдением предельных цен и торговых надбавок, выявление признаков ценового сговора. Было объявлено о создании IT-платформы, которая облегчит мониторинг цен на товары, включая СЗПТ.

После январских событий правительство РК обновило этот план, добавив туда еще несколько директивных мер: заморозка тарифов на комуслуги; предельные цены на ГСМ и шестимесячный запрет на вывоз бензина, дизтоплива и других нефтепродуктов.

Бизнес продолжает получать сигналы о том, что правительство РК не собирается отходить от политики сдерживания цен прямым вмешательством. Самая свежая новость такого рода появилась 15 октября 2022 года: местные исполнительные органы заключили меморандумы с крупными торговыми сетями о снижении торговой надбавки до 10%. К 14 октября заключено уже 60 меморандумов в регионах РК, сообщила пресс-служба Комитета торговли Минторговли и интеграции РК. Ведомство надеется, что заключенные меморандумы удешевят СЗПТ. Следить за торговыми сетями поможет население. Комитет торговли создал специальный call-центр, куда жители могут обращаться, если торговые сети завышают стоимость продуктов, входящих в перечень СЗПТ.

Другими словами, бизнес получает все больше и больше сигналов, что уход в тень может быть наилучшим решением.


Потом стало чуть лучше*

Фото: Shutterstock

Kursiv Research представляет данные ежеквартального опроса, посвященного изучению потребительских настроений жителей Казахстана: уверены ли люди в завтрашнем дне? стабильны ли их доходы? готовы ли они к расходам на покупки?

По результатам опроса, проведенного в октябре 2022 года, индекс потребительской уверенности в РК составил 106,3 (июль 2022-го – 92,6), что говорит о переходе казахстанцев от пессимистических настроений к оптимизму. Данная ситуация подтверждается растущей оценкой текущего состояния: июль 2022-го – 79,3, октябрь – 90,2. Индекс потребительских ожиданий также вырос: с 118,4 до 135,8 – казахстанцы по-прежнему оптимистичны в прогнозах на будущее.

Как и в предыдущем исследовании, которое было проведено в июле, CCI коррелируется с возрастом и уровнем дохода респондентов: чем старше человек и чем ниже уровень его доходов, тем ниже показатель CCI. Например, CCI среди молодежи от 18 до 24 лет составляет 130,3 (в июле – 117,1), а среди людей старше 60 лет – 99,7 (в июле – 82,8).

По уровню CCI в регионах Казахстана следует отметить, что регионы с высокими показателями самого индекса потребительской уверенности демонстрируют и высокий уровень индекса оценки текущего состояния и индекса потребительских ожиданий. Наибольшую потребительскую уверенность исследование фиксирует в следующих регионах: Мангистауская область (124,5), Жетысуская область (119), Кызылординская область (116), Жамбылская область (114,1), Нур-Султан (111,5), Туркестанская область (111,2).

И, напротив, наименьшую потребительскую уверенность демонстрируют жители Абайской (98,3), Павлодарской (97,3), Атырауской (97,1) и Восточно-Казахстанской (92,2) областей.

На первый взгляд, полученные в октябре результаты можно назвать парадоксальными: индекс потребительской уверенности Kursiv_CCI, который среди прочего отражает уверенность опрошенных в стабильности их доходов, растет на фоне высокой инфляции, собственно «съедающей» заметную часть доходов казахстанцев. Напомним, что в сентябре 2022-го инфляция пробила отметку в 17,7% к аналогичному месяцу прошлого года.

Динамика нашего индекса укладывается в динамику аналогичного индекса, который составляет Нацбанк РК. «Индекс потребительских настроений в сентябре 2022 года улучшился и составил 105,1 (в августе 2022 года – 102,3», – следует из пресс-релиза НБ РК.

Улучшение потребительских настроений, несмотря на высокую инфляцию, можно объяснить, скорее всего, причинами неэкономического характера. Негативные мировые новости и контраст, который обнаруживается при сравнении глобальной информационной повестки с казахстанской, скорее всего, внушают казахстанцам вполне осторожный оптимизм.

Напомним, что глава государства Касым-Жомарт Токаев в своем последнем послании к народу объявил о внеочередных президентских выборах. В том послании и в следующих публичных выступлениях президент обещал улучшить жизненные условия казахстанцев. Среди прочих следует выделить такие: возврат неиспользуемых или выданных с нарушением законодательства земель, льготные кредиты на обучение под 2–3% годовых, увеличение минимальной зарплаты с 60 до 70 тыс. тенге, увеличение пенсии к 2025 году в среднем на 27%, удлинение периода выплаты по уходу за ребенком до полутора лет, отчисление 50% от ежегодного инвестиционного дохода Нацфонда РК на специальные накопительные счета детей.

Помимо обещаний по поводу улучшения жизненных условий казахстанцам предлагают позитивную идею строительства нового Казахстана, который будет справедливее прежнего.

Конструируемый идеальный образ будущего Казахстана резко контрастирует с сегодняшними мировыми новостями, негативные из которых активно тиражируют официальные СМИ. Яркие из них – это военный конфликт между Россией и Украиной, надвигающийся энергетический кризис в Европе, возможная рецессия в США.

*Регулярные опросы потребительского поведения населения в Казахстане проводятся Kursiv Research ежеквартально. В октябре 2022 года в опросе принимали участие 2100 человек в возрасте 18 лет и старше, проживающих в частных домохозяйствах, во всех регионах РК. Выборка репрезентирует население РК по полу, возрасту, региону проживания. Метод сбора данных – телефонный опрос (CATI).