Британский монарх Карл III (до провозглашения королем – принц Чарльз) сел за руль всего в два года от роду. И к своим 73 годам перебрал немалое количество разнообразных автомобилей. Какие машины стояли и стоят в гараже августейшей особы?
Жми на педаль
Первой машиной Чарльза стал Austin J40. Звучит вполне по-взрослому, да? В реальности, конечно же, никто не доверил двухгодовалому Чарльзу настоящий автомобиль: J40 – педальная машинка от знаменитого на тот момент, но ныне несуществующего британского автопроизводителя. Вместо мотора там был макет, зато игрушка имела вполне настоящие фары и клаксон.
Два года спустя, в 1952 году, автопарк маленького принца пополнился новой машинкой Triang Centurion. Тяга была по-прежнему педальной, однако интересных для мальчишки опций было намного больше: радиоприемник, тормозной механизм, щетки стеклоочистителей с ручным приводом.
Со временем педальные машины стали маловаты для будущего монарха. В 19 лет принц Уэльский обзавелся настоящим автомобилем. Его выбор пал на голубое купе GT марки MG – это тоже британский производитель, который позже разорился и был выкуплен китайской Nanjing Automobile.
Тогда Чарльз, конечно, не знал о печальной судьбе, которая постигнет автокомпанию, и наверняка наслаждался ездой. К слову, модель GT не считалась чрезвычайно престижной и дорогой, но принц владел купе в полной комплектации с 3-литровым мотором, который делал машину весьма проворной. Максимальная скорость – 193 км/ч. Из «королевских» фишек оснащения – электрообогрев заднего стекла (редкость для 1968 года) и специальный телефон для связи с полицией. Неплохо для студента.
Любовь всей жизни
В 21 год произошло знаковое для автомобильной биографии Чарльза событие – родители подарили ему Aston Martin DB6. На сей раз машина полностью соответствовала статусу наследника британского престола: мощная и солидная, к тому же в редкой версии Volante – так обозначали кабриолет. Их произвели всего 140 штук. Помимо Чарльза, эксклюзивной моделью владели Мик Джаггер и Пол Маккартни.
Можно с уверенностью сказать, что принц искренне полюбил этого породистого железного коня. DB6 Volante по сей день находится во владении короля. Действительно, кабриолет красив, а дизайн стопроцентно английский. Под стать и силовой агрегат: 4-литровая рядная «шестерка» на 282 лошадиных силы.
Правда, в 2008 году по экологическим мотивам прожорливый мотор перевели на биоэтанол. Как шутил принц Чарльз в интервью BBC, с того момента его любимец ездит «на вине и сыре». Уже будучи экологически чистым, в 2011 году кабриолет принял участие в свадьбе принца Уильяма и Кейт Миддлтон: на нем молодожены уехали с церемонии.
Но, похоже, переживать об изменении климата Чарльз начал сравнительно недавно: до 2008-го его коллекция пополнялась абсолютно «петролхэдскими» спорткарами. И все они – с шильдиками Aston Martin, что недвусмысленно говорит о любви августейшей особы к этой марке.
Так, в 1986 году его вторым «Астоном» стал еще один Volante, но теперь уже на базе могучей модели V8 Vantage. Кабриолет с мотором мощностью 410 сил был окрашен в зеленый цвет, зовущийся «британский гоночный». Дорогой подарок Чарльзу сделал эмир Бахрейна, притом принц активно участвовал в формировании комплектации. Позже производитель даже выпустил специальную серию из 27 машин, которую так и назвали – «Спецификация принца Уэльского».
Затем компанию двум кабриолетам составил и третий – Aston Martin V8 Virage Volante. Мощность становилась все больше: этот зверь получил 500-сильный двигатель объемом 6,3 литра. Интересно, что и эту машину, равно как и две предыдущих, Чарльз не покупал. Но и не получил в дар, а взял в лизинг у автопроизводителя. Срок лизинга затянулся с 1994 до 2007 года.
В 2019 году Virage ушел с молотка за 235 750 фунтов стерлингов, и компания весьма неплохо заработала на имени наследника престола.
Немецкие универсалы и английская придирчивость
Кажется, чтобы понравиться Чарльзу, нужно обязательно быть «Астоном» и обязательно с мягким верхом. Но это не так: в его пользовании были и другие, гораздо более скромные автомобили.
Принца Уэльского неоднократно замечали за рулем внедорожников Range Rover. Именно на такой машине Чарльз вместе с супругой Дианой Спенсер отправился на королевские скачки в 1982 году, где было сделано знаменитое фото: беременная леди Ди сидит на капоте, супруг стоит рядом.
Порой будущий король, пытаясь избежать внимания прессы после различных мероприятий, пользовался седаном Vauxhall Omega. Название марки звучит непривычно, однако на самом деле это тот же немецкий Opel, только с правым рулем да сборкой в Туманном Альбионе.
Надо сказать, что немецкие автомобили несколько подвели Чарльза. Принц призывал сограждан покупать британские товары, однако сам без лишнего шума ездил на Audi. К примеру, в 2002 году папарацци заметили его на пикнике в компании универсала повышенной проходимости A6 Allroad. 14 лет спустя Чарльз за рулем другого универсала Audi – на сей раз A4 Allroad – столкнулся с оленем. В общем, время от времени английская пресса критиковала наследника престола за не самый патриотичный выбор авто.
Впрочем, для официальных выездов Чарльз все же использовал британские машины. К тому же имидж защитника окружающей среды требовал соответствующих шагов, и с 2018 года принца Уэльского стали замечать на заднем сиденье электрического Jaguar I-Pace. Знаменательно, что кроссовер стал первым автомобилем королевского гаража без двигателя внутреннего сгорания.
В статусе короля
После кончины Елизаветы II принц Уэльский стал королем Карлом III, что, естественно, отразилось и на его автопарке. 9 сентября он впервые отправился в Букингемский дворец в статусе монарха. Британцы не были бы британцами, если бы не вложили в эту поездку глубокий символизм: Карл III ехал на том же автомобиле, что и его мать во время первого королевского выезда.
«Машиной времени» послужил Rolls-Royce Phantom IV, выпущенный в 1950 году. Елизавета II владела им 72 года, передав наследнику вместе с престолом. Такие лимузины были собраны всего в 18 экземплярах. Королевский же отличает темно-вишневый цвет, а также установленные на крыше герб и штандарт династии Виндзоров. Кроме того, традиционная для Rolls-Royce статуэтка богини Ники заменена святым Георгием, покровителем королевского дома.
Очевидно, столь раритетный автомобиль не может использоваться постоянно в качестве официальной машины. Потому таковой остается бронированный Bentley State Limousine. Знаменитый британский производитель (хоть и принадлежащий немцам из VAG) подарил два лимузина Елизавете II еще в 2002 году, и с тех пор они возят августейших особ.
Эти королевские мастодонты оснащены монструозными турбомоторами на 6,75 литра рабочего объема. Их отличает мощь и почти полное отсутствие заботы об экологии.
Потому англичане гадают: пожелает ли Карл III пересесть на электромобиль? Сейчас британские производители не предлагают таковых в представительском классе, однако и Bentley, и Rolls-Royce обещают выпустить элитные электрокары в ближайшие пару лет. Тогда, возможно, Карла III будет ждать непростой выбор между лимузинами двух самых именитых автопроизводителей Соединенного Королевства.