Представители бизнеса в Казахстане не имеют четкого понимания и пока не видят выгоды в переходе к ESG. Чтобы стимулировать этот переход, нужно обозначить преимущества или заинтересовать их финансово, говорит Олегжан Бекетаев.
Управляющий директор по PR, маркетингу и ESG в Jusan Bank Олегжан Бекетаев принял участие в панельной дискуссии «ESG-повестка в Центральной Азии и Казахстане» в рамках международной конференции «ESG – новая парадигма развития финансового рынка» при X Конгрессе финансистов Казахстана.
По его словам, менять старые, устоявшиеся правила развития очень сложно и непонятно, зачем это нужно, если нет никакой выгоды. Чтобы бизнес ощутил преимущества перехода к ESG, нужны конкретные предложения, говорит Бекетаев.
Спикер рассказал о своем опыте работы в строительной компании, где в ESG не погружались, пока не поехали в Германию строить дом.
«Если у тебя будет энергоэффективный дом, ты будешь хорошо относиться к своим людям и в пять часов вечера их отпускать домой, а не как у нас принято, условно, 24/7, то процент кредита в банке будет 2%; если эти требования не соблюдать, то он составит 8%. И вот тогда бизнесу становится интересно: круто, я смогу 6% кредита сэкономить», – сказал Бекетаев.
Чтобы бизнес реально ощутил эту выгоду, необходимо выходить к нему с конкретными предложениями.
«Вопрос в том, что первично – курица или яйцо: мы должны сначала создать эти продукты – или спрос на рынке должен появиться, что к нам должны прийти представители бизнеса и заявить, какие бонусы за переход они хотят получать», – пояснил представитель Jusan Bank.
Кроме того, он считает, что если в компаниях, крупных или мелких, нет культуры ESG, если у главного руководителя или владельца нет этого понимания, то об ESG-направлении будет говорить очень сложно. Если не сформирована культура принятия решений, не сформирована социальная история – к примеру, гендерного равенства, то и ESG как культура никогда не зайдет в компанию.
Фактически для полноценного внедрения ESG, говорит Бекетаев, необходимы два условия: показать бизнесу выгоду и внедрить культуру ESG. Причем для внедрения недостаточно ввести один небольшой элемент – необходим системный подход и глобальные изменения на уровне всей компании.
Третьим фактором, который способствует полноценному внедрению ESG, станет, по словам директора, кнут: «Без регуляторных правовых ограничений со стороны государства к этому тоже сложно прийти». При этом если не создать первые два условия, то есть интерес бизнеса и появление культуры, очень высока вероятность гринвошинга. «Когда у тебя появляются различные обязательства и ты не понимаешь, для чего, рождаются схемы, как их обойти. Это тоже очень плохо, поэтому торопиться с ESG-повесткой опасно, если не продемонстрировать ее плюсы», – пояснил Олегжан Бекетаев.
Специалист уверен, что в Казахстане есть очень большой потенциал развития ESG в рамках финансирования. Государство за повестку, по его словам, взялось очень активно: раз в 1-2 недели проводятся обсуждения с АРРФР, которое сейчас законодательно предусматривает, и финансовые институты обязывает в сторону ESG смотреть, развивать повестку. Более того, ни один форум в стране не обходится без упоминания ESG.
Казахстан выбрал новый путь на ближайшие 10 лет – путь низкоуглеродного следа, то есть фактически концепция, направленная на ESG, появилась. Дополнительным толчком к этому служит тот факт, что республика исторически находится на отрезке Великого шелкового пути, и это наследие сохранилось до сих пор – мы находимся на стыке торговли с Европой, Западом.
«Наши западные партнеры в скором времени не будут работать с нами так, как мы хотим, если мы не будем соответствовать требованиям ESG. Это тоже для бизнеса новое понимание – и со стороны регулятора, и со стороны рынка. Если мы не будет соответствовать европейским стандартам, то ряд компаний в Казахстане рискует остаться не у дел», – считает Бекетаев.
Что касается роли банков в вопросах внедрения принципов ESG, эксперт прогнозирует следующее: в перспективе будут создавать программы по недорогим деньгам, программы проООН по поддержке ESG. Деньги к бизнесу будут попадать через банки, поэтому финансовые организации должны пройти этап, когда необходимо формировать правильную риск-культуру, учиться оценивать заемщика с точки зрения ESG, оценивать и самих себя.
«В первую очередь банк должен научиться смотреть на то, какой он оставляет углеродный след, на рейтинг. Только после того, как банк будет готов, рынок сможет получить доступ к недорогим деньгам. Сейчас этих инструментов в Казахстане мало. В качестве примера хотелось бы привести удачное решение Отбасы банка: покупаешь электромобиль – получаешь 10% возврата», – говорит представитель Jusan.
Он добавил, что если банк не готов к изменениям, не понимает, как оценить заемщика, не понимает, какую выгоду получит сам, то до этих денег добраться будет очень сложно. Бекетаев напомнил: нет такого банка, который не мечтает попасть на IPO, а без ESG-рейтинга это невозможно с 2021 года. Поэтому первоочередная задача, которая стоит перед финансовыми институтами, – активная работа над собой, чтобы впоследствии дать толчок бизнесу в направлении перехода к ESG.