Как в Казахстане меняют сельские школы

Опубликовано
Глава холдинга AITAS Серик Толукпаев рассказал о развитии образования
Фото: AITAS

В Алматы 23 и 24 ноября проходит международная конференция по технологиям и hi-tech продуктам в образовании «EdCrunch Reload: Слияние разума и технологий». Ее участниками стали 350 казахстанских и зарубежных спикеров. Их цель — показать векторы развития в сфере образовательных технологий и возможности использования цифровых инструментов.

Соорганизатором и спонсором мероприятия в 2022 году выступил холдинг AITAS. Его руководитель Серик Толукпаев рассказал «Курсиву» подробности.

— Почему холдинг выбрал международную конференцию EdCrunch в качестве партнера?

— Мы выбрали EdCrunch, потому что на этой платформе мы можем транслировать опыт, который получаем в наших фондах устойчивого развития сельских территорий и образования. Коллаборация и возможная синергия фондов и конференции может быть очень интересной, результативной и взаимовыгодной. EdCrunch – на мой взгляд, лучшая площадка на территории СНГ, чтобы поделиться результатами нашей работы с коллегами, представителями смежных областей, поставщиками оборудования. Конференция имеет многолетнюю репутацию успешной, высокопрофессионально организованной площадки в сфере образования. Пожалуй, она единственная на территории Европы и Центральной Азии такого масштаба.

Ранее холдинг AITAS через наш Фонд устойчивого развития образования был активным участником предыдущих конференций в Москве и Алматы. В прошлом году мы выступили спонсорами, а в этом году – генеральным спонсором и соорганизатором. Думаю, что EdCrunch в Казахстане имеет очень хорошие перспективы. Казахстан стал альтернативной площадкой, это большой вызов для нашей страны. В нашу пользу играют наше традиционное гостеприимство, открытость новому и толерантность.

— Каков ваш личный мотив поддерживать школьное образование?

— Дело в моих корнях. Мало кто из Катон-Карагайского района Восточно-Казахстанской области, откуда я родом, может похвастаться тем, что он в третьем поколении оказался учителем. Мой дед был первым учителем села, мои мама и папа — тоже учителя. Считаю, что образование должно быть доступным. Я получил достаточно конкурентное образование, отучившись в сельской школе в советское время. К сожалению, на этапе независимого Казахстана эти возможности в сельских школах во многом были утеряны. Думаю, что причина тому – высокий уровень урбанизации, миграционная политика, региональное развитие.

Фото: AITAS

Я считаю, что образование должно быть доступным в равной мере и для городского, и для сельского жителя. Отсутствие сегрегации позволяет дать доступ к образованию всем, получить от потенциала человеческого капитала тот максимум, который мы бы хотели видеть. В странах ОЭСР раскрытие потенциала ребенка сейчас составляет около 80%, а у нас только 60. Представляете, практически 20% потенциала остается нераскрытым! Стремясь зайти в развитый мир, мы будем играть там в конкурентном поле вместе с учениками, потенциал которых раскрыт на 80%. И это заранее проигрышная ситуация.

Наш образовательный проект рассчитан минимум на 20 лет, потому что о полноценном результате можно будет рассуждать только в горизонте такого временного отрезка. Я думаю, что экономика Казахстана благодаря инициативам, поддержанных в том числе нашими фондами устойчивого развития, будет иметь ряд конкурентных преимуществ. Конечно, конкурентоспособность зависит не только от среднего образования. Но польза точно будет.

— С какими главными вызовами сталкивается Фонд устойчивого развития образования при реализации образовательной программы «Сельская школа Powered by NIS»?

— Самый важный вызов при реализации программы – это кадры. Мы видим проблему человеческого капитала в каждой из областей, в которых работаем – и в бизнесе, и в социальном развитии, и в фондах. Человеческий капитал действительно утекает из страны, оседая в европейских, азиатских, арабских странах.

— Ранее вы говорили, что навыки выпускника среднего специального учебного заведения и вуза не удовлетворяют нужды бизнеса. Что нужно поменять в системе образования, чтобы навыки выпускника стали достаточными, чтобы соответствовать нуждам, к примеру, вашего холдинга?

— Мое личное мнение расходится с позицией нашего холдинга. Я не считаю высшее образование таким уж важным в текущий момент. Гораздо важнее практика. Есть хорошее выражение из «Фауста» Гете: «Суха теория, мой друг, а древо жизни пышно зеленеет». Но при этом я понимаю ценность именно очного образования, которое создает социум, в котором интересно и нужно общаться. Он создает новые связи, новые сообщества, новые возможности. Российский академик Сергей Капица выдвигал теорию, что скорость развития человечества зависит от скорости информационного обмена между людьми. И в этом отношении как площадка обмена информацией вуз незаменим. Тут можно встретить людей примерно одних интересов, которые сформируют сообщества.

Но при этом в вузах учат тому, что нужно делать вчера, а нам нужны знания, которые нужны будут завтра. Из-за высокой скорости внешних изменений, за которыми не поспевает высшее образование, идет отрыв образования от практики, отсутствие прикладного характера, отсутствие функциональной грамотности, открытости, инклюзивности, что делает из ребят, скорее, винтики в механизме, чем лидеров. А нам все-таки больше нужны лидеры.

— Является ли поддержка образования и целей устойчивого развития частью новой бизнес-реальности?

— Сложно судить о бизнес-реальности сейчас и об устойчивости развития общества в целом, и образования в частности. Сейчас повестка устойчивости стирается, она девальвируется геополитическими конфликтами. Но я считаю, что устойчивое развитие должно всегда быть главным на повестке любого – и политического, и бизнес-решения. Потому что человечество сейчас слишком сильно, чтобы думать отстраненно о себе, не думая о сообществе, об экосистеме в целом. Я уверен, что эта повестка вернется к нам в ближайшее время.

Читайте также