Заместитель председателя правления Halyk Bank рассказал о внедрении ESG

Опубликовано
Банк не первый год активно занимается этим вопросом

В рамках X Конгресса финансистов Казахстана в Алматы состоялась международная конференция «ESG – новая парадигма развития финансового рынка», на которой обсуждали ESG-повестку как в Казахстане, так и в Центральной Азии. Выступая на конференции, зампред Halyk Bank Мурат Кошенов рассказал о том, как компания пришла к формату ESG и с какими вызовами планирует работать в ближайшее время.

«Мы как организация пришли к ESG-повестке так: был большой запрос со стороны миноритарных инвесторов, которые представлены крупными инвестиционными фондами, европейскими, американскими. С 2018 года нам начали задавать вопросы касательно нашей ESG-повестки, ESG-стратегии, что мы делаем в этом направлении. После этого мы начали в эту тему погружаться, с 2020 года начали публиковать отчеты об устойчивом развитии и делаем это уже три года», — рассказал Мурат Кошенов.

У Halyk Bank есть рейтинг от MSCI ESG Research. Изначально он был присвоен на уровне B, причем напрямую агентством, без контакта с банком. Иными словами, рейтинг присвоили, исходя из запроса инвесторов, а не самого Halyk Bank.

«Благодаря тому, что мы делали работу в части ESG, в том числе по раскрытию, нам удалось поднять этот рейтинг до уровня BB в прошлом году. У нас много делается в рамках прямого воздействия — по части снижения потребления воды, бумаги, электроэнергии, пластика, так как мы выпускаем пластиковые карточки для наших клиентов», — пояснил зампред Halyk Bank.

Нам очень хорошо удалось снизить потребление по всем этим пунктам в прошлом году, несмотря на то, что в 2021 году люди начали возвращаться в офисы после ковидных ограничений

заместитель председателя правления Halyk Bank Мурат Кошенов

Кошенов отметил, что в 2021 году у банка было существенное снижение потребления по отношению к 2020-му. При этом основное воздействие со стороны Halyk Bank как финансовой организации – не прямое, а через кредитование клиентов.

«Размер нашего кредитного портфеля говорит о том, что мы работаем с огромным количеством компаний в Казахстане – это и крупные корпоративные заемщики наши, их около 500; это и большой пул клиентов среднего бизнеса, малого бизнеса, розница. Наше основное воздействие как финансовой организации – это аллокация капитала, предоставление кредитов. Соответственно, мы имеем больше возможностей формировать ESG-повестку через наших клиентов, поэтому работа сейчас будет идти по двум направлениям», — сказал представитель банка.

Первым, ключевым направлением станет внедрение ESG-факторов в риск-менеджмент банка.

«Мы должны понимать, как текущие тренды в ESG влияют на финансовое состояние наших заемщиков. Речь идет, в том числе, как о климатических рисках физического характера (засуха, пожары, наводнения и прочие), так и о рисках, связанных с внедрением государством требований сокращать квоты и увеличивать плату за выбросы. Мы, как банк, должны понимать, не увеличиваются ли у нас кредитные риски в связи с такого рода нововведениями, которые называются рисками перехода», – сказал Мурат Кошенов.

Он напомнил, что любые серьезные климатические воздействия банк должен уметь правильно оценивать и интегрировать эту оценку в кредитные риски.

Вторым большим направлением станет ответственное финансирование, при котором фининститут сможет влиять не только с точки зрения оценки кредитного риска, но и предоставлять специальные продукты: например, дочерняя организация, Halyk Finance, может заниматься выпуском «зеленых» облигаций либо сам банк может предоставлять «зеленые» кредиты.

Мурат Кошенов отметил растущий интерес к ESG-направлению в Казахстане, причем не только со стороны коммерческих организаций, но и со стороны правительства в части ужесточения экологических норм, сокращения квот на выбросы и так далее. Также и финрегулятор вносит ESG-факторы в свою повестку, вводя рекомендации по части раскрытия информации о подверженности банков ESG-рискам.

«Правительство работает с компаниями, у которых имеются выбросы – это сфера энергетики, нефтегаза, металлургии. Оно вводит ограничения и квоты на выброс парниковых газов. Казахстан взял на себя обязательства по декарбонизации экономики, соответственно, правительство теперь выставляет более жесткие требования в этой сфере», – пояснил зампред Halyk Bank.

По прогнозу Кошенова, в ближайшие два-три, максимум пять лет АРРФР будет планово переходить от рекомендаций к внедрению обязательных требований по соблюдению принципов ESG.

Читайте также