Падение FTX стало четвертым по счету крупным криптовалютным крахом в 2022 году. Ранее обвалились Luna/UST, Celsius и Three Arrows Capital. Все они отличились необеспеченными сделками, которые невозможно представить в других секторах финансового рынка. «Курсив» собрал методы, которые использовали «криптогении», и скам-проекты последних лет.
Обвал крипторынка – событие хотя и не рядовое, но регулярно случающееся. Однако масштаб нынешнего поражает – по оценке системы CoinmarketCup, капитализация мирового крипторынка с исторического рекорда в $3 трлн, зафиксированного в ноябре 2021 года, рухнула до $842 млрд к концу ноября текущего.
Вылетели в LUNA
Первые заметные проблемы начались сразу после ужесточения политики ФРС, поскольку в условиях удорожания финансирования инвесторы традиционно выходят из рисковых активов.
В начале мая один из крупных держателей вывел токены LUNA на общую сумму около $300 млн, что привело к обвалу стоимости токена с $119 в апреле 2022 года почти до нуля. В криптосообществе была популярна версия об организованной атаке на LUNA: якобы шортить стали фонды BlackRock и Citadel (их представители это опровергли).
В июне проблемы начались у сервиса криптокредитования Celsius с активами на $12 млрд. Часть из них была вложена… в LUNA! Фактически Celsius предлагал клиентам банковские услуги без необходимого обеспечения – никаких регуляторных требований сервис не выполнял, потому что никто их не установил.
И в июне же рухнул сингапурский криптовалютный хедж-фонд Three Arrows Capital – один из пионеров этого рынка. Основанный еще в 2012 году, Three Arrows Capital в 2022-м управлял активами на сумму более $10 млрд. У фонда, судя по всему, была огромная позиция в LUNA. Ее размер не раскрывается, но известно, что всего за пару недель до краха LUNA криптофонд вложил в него $500 млн. После Three Arrows Capital рухнули BlockFi, Voyager и другие более мелкие криптокомпании, у которых Three Arrows Capital одалживал деньги для проведения операций.
После краха Celsius в SEC признали, что не знают всех схем кредитования в DeFi (децентрализованных финансах). Так что, когда в ноябре вскрылись схемы в FTX, этому уже мало кто удивился.
На поле чудес взошло 21 863 криптомонеты
Основатель и глава криптобиржи FTX Сэм Бэнкман-Фрид начинал в сфере традиционного трейдинга и всегда выступал за регулирование крипторынка, а также постоянно намекал на свои связи с SEC. Так ему удалось выстроить имидж солидной и стабильной биржи.
Журналисты CoinDesk в начале ноября выяснили, что в чистых активах Alameda Research (хедж-фонд, на 100% принадлежащий Бэнкману-Фриду) около 90% ($7,2 млрд) приходится на токены FTT, выпущенные биржей FTX. То есть «криптогений» дал в долг сам себе под залог собственного токена. Естественно, после этого биржа рухнула, поскольку до сих пор неясно, какими реальными активами обеспечены ее долги и где $11 млрд клиентских средств – именно эта сумма указана в коллективном иске инвесторов, поданном в суд 16 ноября.
По данным Morgan Stanley, от краха FTX могут пострадать 63 компании. Давний оппонент Бэнкмана-Фрида и глава крупнейшей в мире криптобиржи Binance Чанпэн Чжао, который всегда настаивал на независимости крипторынка от регуляторов, после краха FTX признал, что это нанесло удар «всему криптомиру». Чжао обещал публиковать отчеты о достаточности резервов Binance, об этом же объявили представители криптобирж Huobi, OKX и KuCoin. Напомним, что единой формы и стандартов отчетности для них не существует.
Вернуть доверие к рынку будет непросто. По данным американской компании Satis Group LLC, примерно 81% проведенных в последние годы ICO (выпуск новых криптовалют, аналог IPO на крипторынке) с большой вероятностью изначально задумывались как мошеннические проекты.
По данным Coinmarketcap, на конец ноября 2022 года в мире насчитывается уже 21 863 криптовалюты, с 2018 года их количество увеличилось в 10 раз. Попробуйте назвать 10 криптомонет – удалось ли вспомнить какие-то, кроме самых ходовых?
Пять на два не делится
Все те же журналисты CoinDesk выяснили, что CEO Terraform Labs (в эту «экосистему» входит LUNA) «корейский криптогений» До Квон был одним из создателей алгоритмического стейблкоина Basis Cash – такие стейблкоины привязаны не к реальным материальным активам, а к заранее заданным алгоритмам. Протокол алгоритмического стейблкоина выпускает дополнительные монеты, когда цена растет, выкупает и сжигает их, когда цена падает. Basis Cash был запущен в августе 2020 года, собрал к декабрю этого же года $175 млн и после этого неожиданно рухнул. В настоящее время До Квон объявлен в международный розыск.
Летом 2021 года основатели крупной криптобиржи Africrypt Амир и Раис Каджи пропали вместе с привлеченными средствами 40 тыс. клиентов на общую сумму $3,6 млрд. Перед этим они объявили, что биржа была взломана и все активы похищены хакерами. Однако, по данным Bloomberg, это была спланированная изнутри атака – взлом был имитирован. Братьев до сих пор не могут найти.
В том же году правоохранительные органы Турции объявили в международный розыск основателя криптовалютной биржи Thodex Фарука Фатих Озера, похитившего у 390 тыс. активных пользователей $2 млрд. Оказалось, что он имел доступ к криптокошелькам всех инвесторов.
В начале 2019 года при странных обстоятельствах рухнула канадская криптобиржа QuadrigaCX. После смерти ее директора Джеральда Коттена выяснилось, что только у него был доступ к хранилищу токенов около 115 тыс. пользователей на общую сумму более $250 млн.
Таких историй – десятки. Еще больше откровенно мошеннических скам-проектов вроде токена SQUID, созданного на волне популярности сериала «Игра в кальмара». О его создателях вообще ничего не известно. Несмотря на предупреждения экспертов, в ноябре 2021 года этот скам-проект привлек 40 тыс. участников, собрал около $100 млн и уже в декабре рухнул.
Что будет дальше? Один из самых уважаемых американских экономистов, профессор Нью-Йоркского университета Нуриэль Рубини, известный своими точными прогнозами относительно финансового рынка, с весны размещает издевательские твиты, предсказывая скорый крах самой крупной криптобиржи мира – Binance. Если его прогноз вновь сбудется, вопрос о контроле за крипторынком может решиться сам собой – просто потому, что доверие к нему будет навсегда потеряно. И тогда доверие инвесторов придется возвращать годами, как это уже было с IT-сектором после краха доткомов в начале нулевых годов.