Танкеры устроили пробку в Босфоре и Дарданеллах после новых санкций ЕС, многие везут нефть из Казахстана
19 танкеров стояли в очереди на проход через проливы Босфор и Дарданеллы 5 декабря, когда вступил в силу ценовой потолок стран ЕС, G7 и Австралии на российскую нефть, поставляемую морским путем. Большая часть этих танкеров, по данным мониторингового сервиса TankerTrackers.com, перевозит казахстанскую нефть. Ведущий авторской программы «Байдильдинов. Нефть» Олжас Байдильдинов высказал мнение, что потолок цен будет введен и на казахстанскую нефть.
По сведениям источников Financial Times (FT), турецкие власти требуют полной страховки проходящих через их проливы судов. Британская газета называет пробку из танкеров одним из первых признаков того, что ценовой потолок на российскую нефть может нарушить порядок поставок углеводородов.
«Анкара попросила все танкеры, проходящие через турецкие проливы, предоставить письма от своих страховщиков, известных как P&I Clubs (международный клуб взаимного страхования. – «Курсив»), подтверждающие, что страховка распространится на такие инциденты, как разливы нефти и столкновения», – отмечается в статье FT.
Морские поставки нефти из России и Казахстана с начала декабря подпадают под требование турецкого правительства к перевозчикам предоставить письма от членов международного клуба взаимного страхования P&I Clubs как доказательства страхования рисков при прохождении проливов Босфор и Дарданеллы. Страховка должна покрывать такие риски, как разливы нефти или столкновения судов, а также нанесение ущерба третьим лицам. P&I страхует около 90% мирового парка танкеров, отказавшись из-за санкций от работы с российскими танкерами.
Страны Евросоюза ввели 5 декабря в рамках восьмого пакета санкций потолок цен на российскую нефть, поставляемую танкерами, но нефтепроводы продолжат транспортировать ее. Речь идет о запрете на оказание услуг, включая страхование, владельцам танкеров, которые перевозят российское топливо по цене выше $60 за баррель. Страны G7 и Австралия также договорились о предельной цене на российскую нефть в размере $60 за баррель.
Страны G7 начали обсуждать введение потолка цен на российскую нефть в июле. Предполагалось, что это должно сократить доходы РФ от экспорта углеводородов и, соответственно, возможности России финансировать войну в Украине, но сохранить присутствие российской нефти на мировом рынке.
Страны ЕС утвердили восьмой пакет антироссийских санкций в октябре. По словам высокого представителя ЕС по иностранным делам Жозепа Борреля, восьмой пакет стал ответом на присоединение Россией украинских территорий. В него входит запрет на транспортировку нефти третьим странам по цене выше установленного потолка с 5 декабря 2022 года и нефтепродуктов с 5 февраля 2023 года. Позже Минфин США дал разъяснение, что танкеры с российской нефтью, загруженные до 5 декабря и разгруженные до 19 января, не будут подвергаться ограничениям цен на нефть из России.
Представители РФ неоднократно заявляли, что Россия не будет поставлять нефть и нефтепродукты странам, поддержавшим введение ценового потолка на российскую нефть. В частности, 21 ноября вице-премьер РФ Александр Новак сообщил, что Россия «не планирует поставлять нефть и нефтепродукты в страны, которые будут применять принцип ценового потолка, с последующей переориентацией поставок на рыночно ориентированных партнеров или с сокращением добычи».