Kursiv Research продолжает следить за индексом потребительской уверенности жителей Казахстана, исследуя основные факторы, влияющие на этот опережающий макроэкономический индикатор, – инфляционные настроения, ожидания безработицы, отношение к сбережениям и кредитам. В ноябре телефонный опрос (CATI) прошел во всех регионах республики и охватил 3606 респондентов – выборка репрезентативна по полу, возрасту, уровню доходов и месту проживания.
Как идут дела?
Согласно выводам исследования, за месяц индекс потребительской уверенности казахстанцев (CCI) снизился на 4,7 пункта, вплотную приблизившись к границе «оптимистичной» зоны – 101,7 пункта. Растущий экономический дискомфорт чаще отмечали женщины – падение индекса CCI на 7,2 пункта по сравнению с октябрем. Также резкое снижение произошло в двух полярных возрастных группах: у лиц старше 60 лет (–13,5) и у молодежи до 29 лет (–7,5). Среди доходных групп наибольшее снижение индекса потребительской уверенности наблюдается у самых состоятельных граждан с доходами выше 300 тыс. тенге в месяц. Однако они по-прежнему сохраняют оптимистичную оценку.
Среди регионов Казахстана наибольшее снижение индекса потребительской уверенности произошло в Жетысуской области (–18,9 пункта), причем именно из-за падения на 26,7 пункта индекса оценки текущего состояния.
Снижение индекса CCI отмечено также в Мангистауской и Костанайской областях (–14,8 и –12,1 пункта соответственно). А максимальный рост (+24,2 пункта) зафиксирован в Атырауской области.
Самую высокую потребительскую уверенность демонстрировали жители Кызылординской области (110 пунктов), самую низкую – Павлодарской и Северо-Казахстанской областей – по 78 пунктов каждая.
Основными причинами снижения индекса CCI остаются социально-экономические проблемы – именно эти показатели объективно влияют на текущую оценку людьми своего материального положения. Финансовые трудности, а также рост цен и тарифов в сумме беспокоят 42,1% опрошенных. Тогда как следующий по актуальности вопрос «Проблемы со здоровьем, болезни (свои или родственников)» посчитали значимым для себя лишь 11,1% опрошенных.
Быстро ли дорожает жизнь?
С ноября 2022 года Kursiv Research начал исследовать инфляционные настроения жителей Казахстана. Респондентам предложили оценить темпы роста цен, предположить их дальнейшую динамику, определить наиболее подорожавшие товары и поделиться ожиданиями от курса доллара.
По мнению большинства казахстанцев, цены в уходящем году росли быстрее, чем обычно. О значительном подорожании товаров и услуг за последний месяц чаще говорили женщины, пенсионеры, молодежь, а также самые бедные жители с доходом ниже 60 тыс. тенге в месяц. Казахстанцы чаще всего отмечали рост цен на сахар, соль, хлеб, хлебобулочные изделия, мясо и птицу. В восьми регионах, включая Астану и Алматы, в тройке особо подорожавших товаров оказалось молоко. А жители Кызылординской области отметили резкий рост цен на растительное масло. Наиболее остро годовая инфляция ощущалась в Абайской и Павлодарской областях.
По вопросу «Что будет с ценами дальше?» мнения разделились примерно поровну: 30% ждут сильного подорожания жизни, столько же считают более вероятным умеренный сценарий. Причем резкого роста цен больше склонны ожидать женщины, а также респонденты среднего и предпенсионного возраста (от 30 до 59 лет) – наиболее активно занятая на рынке труда возрастная группа.
Самые негативные ожидания отмечены в Павлодарской и Кызылординской областях. Также обращает на себя внимание Мангистауская область, где доля выбирающих пессимистический прогноз выше, чем процент приверженцев умеренного сценария. Вместе с тем более четверти респондентов в этой области считают, что цены будут расти медленнее, это значимо больше, чем в среднем по Казахстану. Медианное значение ожидаемой инфляции составило 20%, это значит, что половина опрошенных назвала значение выше этого, а другая половина – ниже.
Дать прогноз о будущем доллара значительная часть респондентов затруднилась. Из тех, кто все же смог дать оценку будущему курсу доллара, около половины (49,3%) ожидают его роста по отношению к тенге. Наиболее негативно перспективы доллара оценивают люди пенсионного возраста. Напротив, чем выше доход респондентов, тем большего подорожания американской валюты ожидают они. Из регионов повышательные ожидания наиболее отчетливо выражены в Атырауской области (62%), а наименее всего – в Туркестанской (38%).
Завтра на работу?
Среди негативных тенденций последнего месяца и рост страха безработицы в обществе. Выросла доля тех, кто считает, что через год безработных в стране станет больше, из-за чего индекс ожидания безработицы с октября снизился на 11,1 пункта. Наибольшие опасения потеря заработка вызывает у жителей Западно-Казахстанской, Жетысуской и Костанайской областей – 30, 28 и 26 пунктов соответственно. Среди возрастных групп роста безработицы больше ожидают люди предпенсионного возраста (16,6 пункта) и действующие пенсионеры (16,2 пункта).
Пора ли занимать или откладывать?
На фоне увеличившегося страха безработицы и подорожания продуктов в ожидании повышения курса доллара индекс кредитного оптимизма жителей Казахстана за месяц снизился на 4,1 пункта. Сейчас не время брать займы, считает все больше состоятельных казахстанцев – максимальное падение индекса наблюдается в доходной категории «Мы можем позволить себе без труда покупать достаточно дорогостоящие вещи» (минус 19,3 пункта).
Рост пессимизма отмечен в Северо-Казахстанской (–15,5), Костанайской (–13,3) и Жетысуской (–12,6) областях. Напротив, в Улытауской и Атырауской областях индекс заметно вырос – на 10,2 и 9,1 пункта соответственно.
Меньше респондентов сочли ноябрь подходящим временем для сохранения сбережений, размещения вкладов в банках и других финансовых организациях – индекс депозитного оптимизма за месяц также потерял 3,6 пункта. Причем, как и в случае с кредитным индексом, рост негативных оценок здесь продемонстрировали люди с высокими доходами – свыше 300 тысяч тенге в месяц (минус 14 пунктов). Снижение депозитарного оптимизма отмечено в Карагандинской (–13,6) и Северо-Казахстанской (–13,4) областях. В Атырауской, напротив, зафиксирован рост индекса на 13,3 пункта.
С надеждой на лучшее
По итогам ноября в разной мере снизились все ключевые исследуемые индексы. Растет неуверенность, опасения безработицы, а ускоренный рост цен на основные товары подстегивает инфляционные ожидания респондентов, некоторые из которых опасаются возможной девальвации тенге. Вместе с тем при ухудшающейся оценке текущего положения дел, говоря о предстоящих событиях, часть респондентов демонстрировала больший оптимизм. Это видно по субиндексам: если индекс текущего состояния потерял 6,6 пункта, то индекс потребительских ожиданий сократился лишь на 3,1. Важно, сохранится ли этот оптимизм в дальнейшем, ведь, говоря словами греческого экономиста-теоретика Яниса Варуфакиса, именно ожидания играют в экономике решающую роль.
Ответить на этот вопрос мы постараемся в следующем ежемесячном исследовании индекса потребительской уверенности жителей Казахстана, результаты которого Kursiv Research опубликует уже в начале нового, 2023 года.
По Брюссельскому стандарту
Расчет индекса CCI Kursiv Research основан на методике Европейской комиссии и сопоставим с аналогичными исследованиями Евросоюза и России. Индекс потребительской уверенности рассчитывается как среднее арифметическое пяти частных индексов: произошедших и ожидаемых изменений личного материального положения респондентов, их оценки экономической ситуации в Казахстане сейчас и в будущем, а также возможности крупных покупок. Субиндексы – индекс текущего состояния и индекс потребительских ожиданий – учитывают отношение к случившимся и ожидаемым изменениям соответственно, а также оценку уместности больших трат.
Каждый частный индекс рассчитывается на основе баланса оценок. В процентах к числу положительных оценок прибавляют половину скорее положительных, к числу отрицательных – половину скорее отрицательных, а затем из первой суммы вычитают вторую. Чтобы избежать отрицательных значений, к каждому индексу прибавляется 100. Показатель, равный 100, считается средним. Значение индекса более 100 говорит о преобладании позитивных оценок, менее 100 – негативных.