Самые значимые сделки по слияниям и поглощениям в 2022 году в Казахстане

Опубликовано
Два фактора стали определяющими для M&A

Два фактора стали определяющими в 2022 году для сделок M&A. Первый – санкции в отношении российского бизнеса, который в итоге решил избавиться от казахстанских активов, рискующих при сохранении напряженности превратиться в неликвид. Отечественные игроки не преминули воспользоваться ситуацией.

Второй фактор связан с желанием казахстанских предпринимателей выйти на новый уровень. Тут выкристаллизовались два тренда. Первый – когда казахстанский бизнес наращивает технологические мышцы, чтобы улучшить и цифровизовать собственные продукты и услуги. Второй – когда отечественная IT-компания слилась с иностранным игроком, чтобы вместе создавать глобальные продукты.

Слияния на санкциях 

В 2022 году банковский ландшафт претерпел сильные изменения. Почти сразу после ввода российских войск на территорию Украины американские власти объявили о санкциях, под которыми оказались Сбер и ВТБ – российские банки, представленные в Казахстане. В апреле Вашингтон усилил санкционное давление на Сбер, введя полные блокирующие санкции. Вместе с ним в этом списке оказался Альфа – еще один российский банк, представленный у нас в республике. К американским санкциям присоединились другие западные страны.

Санкции не обошли стороной казахстанские «дочки» Сбера и Альфы. В результате их корреспондентские счета были закрыты, также они не могли проводить операции в иностранной валюте. Ограничения вынудили российские банки распрощаться с казахстанскими активами.

Покупатель для казахстанского подразделения Альфы, который последние четыре года стабильно показывал двузначные темпы роста, нашелся быстро. Уже в мае Банк ЦентрКредит объявил о закрытии сделки по покупке 100% простых акций дочерней организации Альфа-Банка в Казахстане. Стоимость стороны не раскрыли, но заявили о ребрендинге. Впрочем, новая вывеска Eco Center Bank висела недолго, уже в начале сентября фининститут полностью слили с БЦК.

Активы и портфель БЦК по итогам десяти месяцев выросли на 82 и 60% соответственно. Такую динамику, которая в разы превосходит средний темп по всему банковскому сектору, БЦК не демонстрировал ни разу за последние пять лет. Бурный рост связан с тем, что фининститут, воспользовавшись ситуацией, поглотил среднего игрока (11-я позиция по объему активов по итогам 2021 года).

«Дочка» Сбербанка, в отличие от казахстанского подразделения Альфы, в банковском секторе страны играла более важную роль. Она, если ранжировать по величине активов и ссудному портфелю, по итогам 2021 года располагалась на второй позиции. Потому и покупателя для нее найти оказалось сложнее.

НУХ «Байтерек» в августе сообщил о том, что выкупает весь пакет акций казахстанского Сбербанка. Стоимость опять-таки не разглашалась. Но в официальном заявлении «Байтерека» было отмечено, что холдинг, принимая решение о приобретении, оценил высокую значимость Сбера для финансовой системы страны.

Казахстанское подразделение Сбера было не только значимым игроком в банковском секторе, но и вполне доходным активом. Чистая прибыль финансовой организации в 2021 году составила 130 млрд тенге, прибавив к предыдущему итогу 115%.

Расширение свободы

Продолжим финансовую тему сделками на рынке страхования. Ключевой тренд в этом направлении – укрепление финансовой группы Freedom Holding Corp., основным акционером которой является казахстанский бизнесмен Тимур Турлов.

В конце августа вышла новость о том, что инвестиционная компания, входящая в группу Freedom Holding Corp., покупает у Dostyk Leasing страховую компанию «Лондон-Алматы» и что процесс слияния планируется завершить до конца 2022 года.

Страховая компания Freedom Finance Insurance, 100% акций которой контролирует Турлов, стала правопреемницей присоединяемой компании и взяла на себя все права и обязанности по действующим договорам и иным обязательствам.

«Лондон-Алматы» в минувшем году привлекла почти 7,8 млрд тенге страховых премий, что на 20% меньше показателя годичной давности. Выручка компании преимущественно сформировалась за счет добровольного страхования на случай болезни (20% от всей выручки), добровольного страхования имущества (25%) и обязательного страхования гражданско-правовой ответственности автовладельцев (25%).

У Freedom Finance Insurance, который в прошлом году собрал премии на 6,2 млрд тенге, напротив, более крепкие позиции в области обязательного страхования ГПО автовладельцев (71% доли в портфеле). Напомним, Freedom Finance Insurance первым запустил электронный страховой полис, для оформления которого достаточно указать номер автомобиля, мобильный телефон и ИИН.

Турлов, комментируя сделку, заявил, что покупка «Лондон-Алматы» соединит в себе опыт в розничных онлайн-продажах договоров ОГПО ВТС с опытом работы в сфере корпоративного страхования и позволит сфокусироваться на прямых продажах и максимально удобном цифровом обслуживании клиентов. «Дальнейшее развитие страхового бизнеса мы видим в рамках нашей цифровой экосистемы и надеемся, что сможем уже в скором будущем предложить рынку новые современные цифровые продукты», – заявил он.

Апдейт айтишников

В 2022 году обозначились два направления, по которым идет казахстанский IT-бизнес. Первое – это когда финансовая группа, чтобы быть в цифровом авангарде, наращивает технологические мышцы. Второе – когда иностранные инвесторы вкладываются в IT-компанию с казахстанскими корнями.

Тот же Freedom Holding Corp. в декабре 2021 года сообщил, что намерен купить агрегатор онлайн-платежей PayBox.money и сервис покупки билетов Ticketon. Информации о том, когда именно Freedom Holding Corp. купил сервис и за какую сумму, в открытых источниках нет. В сокращенной консолидированной финансовой отчетности Freedom Holding Corp. за шесть месяцев 2022 года указано, что группа продолжает приобретение трех компаний: PayBox, ReKassa и Ticketon.

PayBox – компания с восьмилетним стажем, специализируется в области платежных решений для онлайн-бизнеса, в частности по приему оплаты на сайтах всеми востребованными методами и по выплатам клиентам. «Paybox широко используется в Казахстане и активно осваивает рынок в Кыргызстане», – указано в финансовой отчетности.

ReKassa предлагает свой PCI Reader – мобильное и веб-приложение, которое заменяет традиционные кассовые аппараты. Ticketon – крупнейшая отечественная компания по онлайн-продаже билетов.

Отметим, что в июне 2022 года в СМИ появились сообщения о ребрендинге PayBox. Название сайта изменили на Freedom Pay, обновили личный кабинет, платежные формы и клиентские материалы. Генеральный директор группы PayBox.money Роман Миникеев говорил изданию Economist.kg, что ребрендинг занял три месяца. Можно предположить, что сделка прошла в начале 2022 года.

По мнению Турлова, интеграция платежного сервиса даст толчок росту продуктовой линейки группы в интернет-эквайринге, рассрочке, кредитовании и прочих услугах. По состоянию на июнь 2022 года Freedom Pay занимал четверть отечественного рынка интернет-эквайринга.

В июле этого года стало известно, что крупнейший независимый разработчик софта Prime Source слился с американской FatBrain AI. Казахстанская компания начинала с создания систем, помогающих выявлять признаки отмывания преступных доходов. Позже игрок серьезно расширил свою деятельность, помогая бизнесу оптимизировать бизнес-процессы с помощью программных роботов, интегрировать разрозненные хранилища данных и так далее. В портфолио около пяти сотен проектов в финансовой сфере, телекоммуникациях, промышленности, госсекторе.

Из пресс-конференции, где присутствовали Евгений Щербинин, один из основателей Prime Source, и CEO американской IT-компании FatBrain AI Питер Б. Ритц, стало ясно, что речь не идет о классическом поглощении. Сами стороны предпочитают обозначать сделку как «join forces», то есть «объединение усилий». Оказалось, что как для Prime Source, так и для FatBrain предполагается взаимный обмен технологиями и опытом. У американской стороны есть эксперты по машинному обучению высшего класса, возможности выхода на глобальные рынки. У казахстанской – большой штат опытных программистов и ряд перспективных продуктов.

По словам Ритца, американская сторона видит свою роль в том, чтобы помочь казахстанской компании масштабировать бизнес. Стороны также сообщали в СМИ о том, что уже приступили к разработке облачной платформы для среднего бизнеса, причем один из первых рынков, где она начнет работать, будет казахстанский.

Читайте также