В 2022 году в Узбекистане появились три новых авиакомпании, еще одна – годом ранее. С чем связан такой массовый взлет новичков – в материале «Курсива».
Авиаквартет
В 2021 году в Узбекистане начал полеты первый частный авиаперевозчик Qanot Sharq. По данным Единого государственного регистра предприятий и организаций Узбекистана (ЕГРПО), владелец Qanot Sharq – Носир Абдугафаров. Сейчас в авиапарке компании два Airbus A320 и один Airbus A321neo, еще один новый борт будет приобретен в ближайшее время.
Qanot Sharq летает в Самарканд, Фергану и Бухару. Из зарубежных направлений – Джидда (Саудовская Аравия), российские Москва, Санкт-Петербург, Самара и Пхукет (Таиланд).
В ноябре 2022 года сертификат эксплуатанта от Агентства гражданской авиации при Минтрансе РУз получила еще одна частная авиакомпания – Panorama Airways. Учредитель, судя по ЕГРПО – Бахора Кодирова. Она является еще и учредителем компаний с названиями Panorama Tours, Panorama Jeans, Panorama Inturist, специализирующихся на производстве и торговле тканями, а также продаже сельхозтехники.
Пока Panorama Airways работает на двух Airbus-A320, средний возраст которых составляет 20 лет. До конца года авиакомпания планирует приобрести еще два самолета Boeing 777, а в течение пяти лет увеличить авиапарк до 20 бортов.
Panorama Airways пока совершает полеты только по маршруту Ташкент – Москва – Ташкент и планирует рейсы в Дубай, Медину, Шарм-эш-Шейх, Баку, Дели, Минск, Тель-Авив.
14 декабря в Самарканде состоялась презентация еще одной частной узбекской авиакомпании – Air Samarkand. Новый авиаперевозчик принадлежит компании Sam Air, созданной в апреле 2022 года (учредители Бахтиер Фазилов – 51% и Баходир Гафуров – 49%). Через Бахтиера Фазилова Air Samarkand аффилирована с Air Marakanda, управляющей компанией нового самаркандского аэропорта.
Сейчас Air Samarkand занимается подготовкой документации, обучением персонала и заключением договоров с аэропортами и хендлинговыми компаниями. Предполагается, что Air Samarkand будет выполнять рейсы в 14 городов по самым востребованным направлениям: Турция, ОАЭ, Россия, Израиль и другие страны. Полеты будут осуществляться на двух самолетах Airbus A320 в конфигурации full-economy со 180 креслами экономкласса. В течение года Air Samarkand планирует получить еще несколько A320, но уже с бизнес-классом, а также дальнемагистральные самолеты А330.
Еще одна авиакомпания, которая вышла на узбекистанский рынок осенью этого года – региональная авиакомпания Silk Avia, дочка государственного АО «Uzbekistan Airports». Напомним, что эта организация была создана на базе нацперевозчика Uzbekistan Airways, и кроме непосредственно авиакомпании, туда передали госдоли в международных аэропортах Узбекистана. «Мы хотим развивать аэропорты, а аэропорты развивают авиакомпании. Сейчас бортов не хватает, Uzbekistan Airways вынуждена использовать дальние магистральные самолеты на коротких маршрутах. Аэропорты нуждаются в развитии региональных авиаперевозчиков, это позволит привлекать больше авиакомпаний», – отметила председатель правления АО «Uzbekistan Airports» Рано Джураева.
Для авиаперевозок Silk Avia выбрала среднемагистральные джеты французско-итальянского производства ATR-72-600 вместимостью до 70 пассажиров. Во время визита в Париж была достигнута договоренность о покупке пяти самолетов ATR за 100 млн евро. Средства на их приобретение выделяются из госбюджета согласно президентскому постановлению «О дополнительных мерах по развитию местного авиасообщения в республике». Общий авиапарк Silk Avia к 2025 году, согласно документу, должен составить 12 воздушных судов.
Новая авиакомпания, обещают, будет лоукостером – стоимость билета из Самарканда в Наманган составит от 180 тыс. сумов. Silk Avia собирается обслуживать до 40 внутренних маршрутов. В отдаленной перспективе может быть продана крупному игроку, тоже работающему в бюджетном формате.
Сольное выступление
Uzbekistan Airways до 2021 года был единственным авиаперевозчиком в Узбекистане.
И на сегодня нацперевозчик имеет самую разветвленную маршрутную сеть как внутри страны, так и за рубежом. Авиапарк Uzbekistan Airways насчитывает 30 бортов, среди которых Boeing 787, Boeing 757, Boeing 767 и Airbus A320.
В скором времени флот компании пополнят самолеты Airbus – восемь A320neo и четыре A321neo общей стоимостью 694,3 млн евро. О покупке французских бортов договорились во время недавнего визита в Париж узбекской делегации во главе с президентом Мирзиёевым.
Чистая прибыль Uzbekistan Airways за девять месяцев 2022 года составила 508,6 млрд сумов. Годом ранее авиакомпания зафиксировала убыток в 32,8 млрд. На положительный финансовый результат повлиял почти двукратный рост выручки – до 8,6 трлн сумов. Как рассказали «Курсиву» в Uzbekistan Airways, за неполный 2022 год услугами авиакомпании воспользовались 4 млн пассажиров.
В августе прошлого года Узбекистанские авиалинии запустили рейсы по гибридной модели перевозок, когда самолеты скомпонованы в «полный эконом». Под брендом Uzbekistan Airways Express летают авиалайнеры Airbus A320, рассчитанные на 174 пассажирских кресла. Это позволило снизить тарифы в среднем на 20%.
Крыло с господдержкой
Несколько законов, принятых в 2018–2021 годах, либерализовали авиационную отрасль Узбекистана. Власти республики видят необходимость развития внутреннего туризма и транспортной привлекательности для иностранных гостей, и авиаотрасль в этом должна помочь.
Уже упоминавшееся постановление о мерах по развитию местного авиасообщения предполагает, что «для повышения туристического потенциала регионов» с марта 2023 года будут налажены регулярные рейсы по направлениям Самарканд – Нукус, Самарканд – Муйнак, Самарканд – Термез, Бухара – Термез, Наманган – Термез и Наманган – Нукус. Планируется восстановить авиасообщение с аэропортами Шахрисабз, Сариосие и Зомин в небольших туристических центрах страны.
Авиакомпании-резиденты Узбекистана до 2026 года продолжат получать бюджетное субсидирование 25% стоимости билетов на внутренние авиарейсы. До 2028 года они также будут освобождены от таможенных платежей за ввозимые в РУз технику для обслуживания воздушных судов, оборудование и комплектующие.
По оценке Рано Джураевой, развитие региональных авиаперевозок должно положительно сказаться на состоянии малых аэропортов, которые имеют туристическое значение. «В них есть инфраструктура, но она нуждается в модернизации», – говорит она.
Коммерческий директор компании Air Marakanda, управляющей аэропортом Самарканда, Дмитрий Мартыненко, уверен – к полетам в республику сегодня большой интерес. Но возможностей авиаперевозчиков, которые уже работают в воздушном пространстве РУз, не хватает для того, чтобы полностью удовлетворить спрос на въезд и выезд. «Внутренний рынок – одна из основных точек роста для Узбекистана, потому что появляется возможность ездить по стране, мобильность бизнеса. Да, существует недостаточная наземная инфраструктура, но появляется хорошая авиационная, и с точки зрения региональных авиакомпаний этот вопрос можно было бы закрыть», – отмечает Мартыненко.
«Внутренние авиаперевозки, насколько я понимаю, востребованы в силу сложной географии Узбекистана, поскольку наземные связи получаются либо слишком долгими, либо вообще невозможны. Международные перевозки, в том числе транзитные – самый выгодный сегмент для авиакомпаний. Так что, на мой взгляд, гражданская авиация Узбекистана будет развиваться во всех направлениях», – прогнозирует в комментарии «Курсиву» председатель редсовета делового авиационного портала ATO.ru Алексей Синицкий. И тут же предупреждает о рисках избыточной конкуренции. «Наряду с созданием новых авиакомпаний будет происходить и закрытие тех авиакомпаний, у которых не получилось. Избыточная конкуренция и демпинг никому не интересны: купить сверхдешевые билеты – это прекрасно, однако если авиакомпании разорятся, то и летать будет не на чем».