Каким видят Казахстан зарубежные журналисты

Опубликовано
Фото: Pixabay.com

«Между цифровизацией и демократией – куда хочет идти Казахстан?», «Казахстан – орел, который хочет стать новым Дубаем», «Над Казахстаном нависла денежная перестройка» – такие заголовки появились в ноябре в изданиях La Vanguardia, El Mundo, Ostexperte. Каким увидели Казахстан побывавшие в респуб­лике журналисты ведущих европейских изданий – в материале «Курсива».

Девять журналистов из известных европейских СМИ провели несколько дней в Астане, общались как официально – с представителями МФЦА, AIX, AFSA, Министерства цифрового развития и инноваций, Freedom Holding Corp., так и неофициально – с обычными казахстанцами.

Судя по материалам, опубликованным в европейских изданиях, визит в Астану для многих журналистов открыл Казахстан с новой, цифровой стороны. Гийом Павончелли, автор бельгийского Sudinfo, предлагает: «Представьте себе мир, в котором ваш смартфон будет служить вашим удостоверением личности, водительскими правами или оформлять документы в один клик. Этот сценарий уже не такой футуристический. В тысячах километров от нашего дома, в Казахстане, тотальная цифровизация была проведена правительством». Это цитата из статьи с заголовком «Бельгия отстает от Казахстана по цифровизации?». Изучая, как бельгийские власти видят цифровизацию административных услуг, журналист берет за образец именно вариант казахстанского электронного правительства.

«Мобильный телефон уже используется как платежное средство, водительское удостоверение и удостоверение личности», – пишет в статье «Прозрачные граждане Казахстана» Дуйгу Озкан из австрийского Die Presse. Тег на этом материале – Digitale Offensive, «цифровое наступление».

Впечатленная архитектурным решением здания МФЦА – «стоя перед внушительным шаром из стекла и стали, трудно не думать о Звезде Смерти, боевой станции из саги «Звездные войны», – журналист Le Monde Мари Шаррель пишет о «значительных» амбициях финансового центра «инициировать диверсификацию экономики, сверхзависимую от углеводородов, и открыть страну для международного финансирования для поддержки ее роста», а затем и о действиях, которые для этого предпринимаются.

«Инфраструктура предназначена для привлечения международных инвесторов» – это уже немецкий Ostexperte об МФЦА и AIX. Журналист Фиете Лембек, рассказывая о самом необычном, с его точки зрения, моменте – собственном международном суде, объясняет, зачем это сделано. «Он состоит из суда и арбитражного центра. Стороны спора могут выбрать: юрисдикция в суде по правилам английского общего права или разрешение споров с выбором правил арбитража. Суд имеет особый статус: он действует независимо от местной судебной власти в Казахстане. Это сделано для того, чтобы избежать судебных задержек, предотвратить коррупцию и создать доверие. Это также крайне необходимо: авторитарное влияние больше всего опасается международных инвесторов, сообщает Кристофер Кэмп­белл-Холт, канцлер и исполнительный директор суда. По мнению британского юриста, это необоснованно в прецедентном праве. За пять лет работы на объекте ему не позвонили и ни разу не попросили об «одолжении», – пишет Фиете Лембек.

Признавая успехи Казахстана в цифровизации государственного и финансового секторов (журналисты встречались и разговаривали об этом и с министром цифровых технологий Багдатом Мусиным, и с основателем Freedom Holding Corp. Тимуром Турловым) и оценив усилия республики по позиционированию себя в качестве регионального цифрового и финансового центра, комплиментарными высказываниями журналисты не ограничиваются. «В правильном контексте такой инструмент, как юрисдикция AIX в английском стиле, может стать катализатором модернизации, разрушающим все еще преобладающие неэффективные советские структуры финансового регулирования, а не каналом для олигархов, разграбляющих огромные природные богатства Казахстана», – формулирует Ангел Пенья, автор испанской El Mundo. А свой текст о нашей стране он заканчивает фразой «Остальной Советистан внимательно наблюдает». («Советистан» – так называется книга норвежской писательницы и социального антрополога Эрики Фатланд о том, как живут пять бывших советских республик – Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан – через 25 лет после обретения независимости. – «Курсив»).

Пресс-тур, который позволил привлечь внимание европейских журналистов к Казахстану и его достижениям в цифровизации, был организован «Фридом Финанс».

Читайте также