В Казахстане без работы могут остаться только junior без опыта и hard skills

Опубликовано
Обозреватель технологий
Фото: Shutterstock.com

В конце 2022 года глобальные технологические компании массово сокращают сотрудников. В отчете Центра развития трудовых ресурсов (ЦРТР) «Рынок труда Казахстана – 2022: на пути к цифровой реальности» отмечается, что только треть выпускников IT-вузов работают по специальности. «Курсив» поговорил с участниками рынка – нужны ли Казахстану 100 тыс. программистов, обучить которых поручил президент Токаев.

В понедельник появилась новость, что израильская геймдев-компания Playtika сокращает 600 из 4 тыс. сотрудников. Похожие сообщения идут из IT-сектора одно за одним – с середины 2022 года массовые сокращения и приостановка найма затронули практически всю мировую IT-индустрию, в том числе Amazon, Netflix, Meta и Twitter. Из-за замедления экономики и вероятности рецессии число уволенных IT-сотрудников в США достигло 100 тыс. Аналитики ожидают снижения совокупной выручки до 9% у FAAMG (Amazon, Apple, Alphabet, Meta и Microsoft) в этом году, хотя в 2021 году рост был 28%, в 2020-м – 19%.

Главная причина происходящего – в 2020 году бизнес поверил, что переход потребителей в онлайн не остановится после пандемии. Однако в реальности после смягчения санитарных норм по CОVID-19 спрос на цифровые услуги начал снижаться.

Казахстанский IT-рынок тоже ускорился во время пандемии. Объем услуг в сфере IT в Казахстане за 2021 год, по подсчетам ЦРТР, составил 646 млрд тенге. По данным Бюро нацстатистики, в 2020 году услуги по компьютерному программированию, включая консультационные и аналогичные, достигли 467 млрд тенге. Этот же показатель в допандемийном 2019 году равнялся 361 млрд тенге, а по скорости цифровизации страна заняла 20-е место из 90 в Digital Intelligence Index.

В прошлом году президент Токаев поручил подготовить в рамках Национального проекта по цифровизации не менее 100 тыс. высококлассных IT-специа­листов. Под президентское поручение Astana Hub создал Tech Orda – программу финансирования обучения IT-специа­листов в частных школах программирования. Уже в 2021 году деньги получили 13 IT-школ для обучения 100 студентов. В этом году IT-специальностям обучат 3 тыс. казахстанцев. Сумма финансирования на каждого студента составляет до 600 тыс. тенге, а общая сумма программы в текущем году – 1,8 млрд тенге. До 2025 года по программе Tech Orda планируется обучить 20 тыс. студентов.

Фото: Shutterstock/versardp

Найм без увольнений

Казахстан в противофазе глобальному тренду. У нас, говорят в IT-компаниях, массовых увольнений не предвидится. Более того – сохраняется кадровый дефицит, специалистов на рынке не хватает.

В IT-компании Kolesa Group работают около 150 специалистов: backend и frontend-разработчики, ML-инженеры, mobile-разработчики, QA-инженеры, системные администраторы. Однако для качественного IT-продукта нужны и product-менеджеры, дизайнеры и аналитики. «Сокращений у нас не было: ни в штате, ни ставок сотрудников. Напротив, мы растим и усиливаем действующую команду. Так как продукты постоянно развиваются, растут и команды, соответственно открываются новые позиции, в том числе и в разработке», – комментирует руководитель HR-отдела Kolesa Group Асель Мухтарова.

На сегодня компания укомплектовала junior-позиции и в поисках специалистов middle+ на такие вакансии, как PHP-разработчик, iOS-разработчик, frontend-разработчик, администратор VoIP и инфраструктуры.

В Beeline Казахстан в 2022 году было открыто 35 вакансий разработчиков, по другим специальностям сокращений не было. Сегодня в IT-блоке компании работают около 650 человек, из них 300 разработчиков. Это более 55 команд, которые развивают внешние и внутренние продукты. «С того момента, как была принята стратегия развития нас как digital-оператора, IT-команда растет очень динамично. Если в 2017 году в IT-блоке было 120 человек, то сейчас в 5,5 раза больше», – рассказывает директор по изменениям и информационным технологиям Beeline Казахстан Алексей Шаравар.

Он отметил, что 20–30% среди выпускников университетов имеют небольшой опыт разработки web и мобильных приложений, а остальных компания подтягивает до уровня junior, на что уходит от шести месяцев до года.

Работы хватит всем?

По данным HeadHunter, число вакансий в казахстанских IT-компаниях выросло за июль-август 2021 года на 67% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и на 52% по сравнению с 2019 годом. Судя по статистике HeadHunter за III квартал 2022 года, спрос на IT-специалистов находится на пятом месте у работодателей – нужны были 9 тыс. человек.

Во втором Национальном докладе по рынку труда Центра развития трудовых ресурсов подчеркивается, что 31% выпускников IT-вузов не работают по специальности, а 10% работают на позициях синих воротничков. А владельцы компаний добавляют, что проблемы с трудоустройством наблюдаются у выпускников IT-университетов с малым опытом и низким уровнем знаний.

«Ежегодно тысячи выпускников IT-факультетов не могут работать по специальности. Знаний у них мало, желания работать также недостаточно. Из всех казахстанских университетов всего в нескольких дают хорошие знания по программированию. Спрос на рынке есть на толковых джунов, не говоря уже про мидлов и сеньоров. А вот у стажеров, которые еще не стали даже джунами, все сложно. Они хватаются за любую работу», – объясняет основатель Akhter Studios Адмет Акхтер.

С ним согласен основатель IT-школы DSAcademy Мирас Долаев. Его школа получила в 2022 году 58 ваучеров по программе Tech Orda. Школа готовит программистов с нуля с 2018 года. За это время выпус­тили 1400 разработчиков. «Мы видим пробел на рынке высшего образования. Большинство вузов не готовят качественных айтишников, а компаниям нужны квалифицированные специа­листы сразу, они не готовы обучать с нуля», – комментирует Долаев. И добавляет: «Не знаю, нужны ли 100 тыс. программистов, но точно знаю, что 100 тыс. врачей и учителей не помешали бы».

После пандемии, считает основатель DSAcademy, на рынке наблюдается в первую очередь нехватка IT-специалистов среднего и высокого уровня. «Многие наши специалисты уровня middle и senior поняли, что могут успешно работать из Казахстана на зарубежные компании и получать гораздо больше и, соответственно, их сейчас также не хватает», – сказал Мирас Долаев.

Куда еще податься 100 тыс. айтишников

Рабочих мест для отечественных IT-специалистов прибавится, если будет развит профессио­нальный аутсорсинг IT-услуг для глобального рынка – такое мнение прозвучало от собеседников «Курсива». При этом аутсорс-компании заявляют о том, что принятые в 2021 году поправки в Предпринимательский кодекс о поддержке экспорта IT-услуг не исполняются в том, что касается частичного возмещения затрат субъектов информационно-коммуникационных услуг на продвижение на внешние рынки.

«То есть, если такие компании хотят представлять IT-услуги на международных конференциях, то им должны оплатить билеты, проживание, рекламные расходы и другие услуги. На деле же мы не находим отклика у правительства. В октябре на международной IT-выставке GITEX Global в Дубае из 100 тыс. участников из Казахстана была всего пара компаний. В ноябре на ежегодной технологической конференции Web Summit были три казахстанские компании», – экспрессивно комментирует Адмет Акхтер.

По его словам, сегодня в Казахстане наберется не более 10 аутсорсинговых IT-компаний со штатом 50–100 человек, при этом большая часть из них сосредоточена на внутреннем рынке.

«Если у нас также не будет условий для развития аутсорса, то большая вероятность, что 100 тыс. программистов мало кому будут нужны. Они будут вынуждены работать на фрилансе за низкую оплату, как в других развивающихся странах, без индивидуального развития. Но нужно, чтобы закон о поддержке экспорта IT-услуг исполнялся, как это написано в документе», – добавляет Акхтер.

Координатор Google Developers Group в ЦА, исследователь Center TOC Аскар Айтуов акцентирует внимание на опыте соседних стран, в которых уже сформировались аутсорс-команды.

«В Кыргызстане намного меньше IT-компаний, чем в РК, но они сразу начали разрабатывать IT-аутсорс разных сфер. На этом у них уже вырос ряд крупных компаний. В Узбекистане почти то же самое. Большой пласт узбекистанских IT-компаний обслуживают сервисы грузовых перевозок, потому что в США работают немало дальнобойщиков из Узбекистана», – отмечает Аскар Айтуов. По его мнению, и в IT-аутсорсе казахстанцам также будет нелегко найти работу с высокой оплатой труда. «Сейчас белорусы и россияне жалуются, что индусы демпингуют. В 2020–2021 годах, делая запросы на аутсорсинговые услуги, я выяснил: самое низкое качество было у казахстанцев и разработчиков из Центральной Азии из-за малого опыта. Но, возможно, казахстанцам здесь можно будет конкурировать с индусами из-за низкого ценника и курсовой разницы», – сказал Аскар Айтуов.

Читайте также