Новогодний портал в прошлое: о чем напоминают старые елочные игрушки

Опубликовано

В арт-пространстве Almaty Gallery началась выставка раритетных елочных игрушек «Огни из прошлого…». «Курсив» пообщался с казахстанскими коллекционерами елочных игрушек.

Первая тематическая выставка «Ретроелка» прошла в Алматы в 2020 году. Тогда все экспонаты, от шаров из знаменитого германского города стеклодувов Лауша до пластикового Деда Мороза производства алма-атинской фабрики «Кызыл-ту», были из одной частной коллекции – Светланы и Валерия Крупко. Выставка прошла с огромным успехом: «Нас брали штурмом, – рассказывала Татьяна Кожухова, – и все спрашивали, станет ли мероприятие ежегодным». Ответ на этот вопрос – в сегодняшней экспозиции Almaty Gallery, где представлены игрушки уже не из одной, а из пяти частных коллекций: Светланы Крупко, Лорис Дорош, Евгения Веснина, Ажар Тюлеубаевой и Евгении Райник. И где очень много казахстанского «контента».

Фото: Гульнар Танкаева

Малыш из Актюбинска

Самый молодой участник выставки, 28-летний Евгений Веснин, гордится тем, что одним из первых начал собирать как собственно сами елочные игрушки завода «Актюбхимпласт», так и информацию по этому предприятию. Вместе с другими коллекционерами – Александрой Радченко и Максимом Масленниковым – они хотят составить полный каталог продукции казахстанского завода.

«С 1970-х и до 1991 года там производили очень интересные новогодние наборы, – говорит Евгений. – Всего около 100. Жаль, что завод закрылся, у них были такие необычные, «акварельные» елочные игрушки».

Среди этих необычных наборов – клоуны, которые соседствуют в витрине со старыми советскими билетами в Алма-Атинский цирк (их Евгению подарили его соседи); герои сказки «Чиполлино» (их делали на многих заводах в СССР, но даже в такой большой компании наши Чиполлино, Вишенка и Редиска не затерялись: «они самые добрые» – говорят коллекционеры); и, наконец, набор «Малыши», с которым связана любопытная история.

«Вот этот мальчик в ушанке – это «автопортрет» автора, – говорит Евгений. – Художник Сергей Кабаков сделал его по своей детской фотографии. Он по-прежнему живет в Актобе, мы с ним общались, и он рассказал мне об этом».

По словам Евгения, после того как казахстанские коллекционеры начали показывать и рассказывать об игрушках «Актюбхимпласта», наборы родом из Актюбинска стали узнаваемы и желанны для ценителей, как минимум на постсоветском пространстве. Если набрать сегодня в поисковой строке старейшего действующего российского интернет-аукциона meshok.net «елочные игрушки Актюбинск», обязательно появятся несколько лотов: от мишек до красноармейцев. Средняя цена на одну игрушку в пересчете на тенге – от 3 до 6 тыс. А вот наборов сейчас в продаже нет – под фотографиями фигурок-персонажей из «Кота в сапогах», «Крокодила Гены», «Чиполлино» и «Доктора Айболита» написано «продано».

Фото: Гульнар Танкаева

«Золотой век» советской елочной игрушки

Время расцвета советской елочной игрушки – это 1950– 1960-е годы. И «под елочной» тоже. Именно тогда алма-атинская артель имени М. Горького сделала Снегурочку, которая сегодня украшает выставку «Огни из прошлого…».

«Это наша гордость, – говорит Евгений Веснин. – Скорее всего, ее выпустили в ограниченном количестве, потому что уж очень редко она попадается. Мне удалось найти ее только в этом году».

В паре с нашей Снегурочкой в экспозиции Дед Мороз, созданный примерно в то же время московской артелью «Парижская коммуна». И дед, и его внучка – из категории ватных игрушек, но в середине прошлого века «новогодняя отрасль» СССР отличалась большим разнообразием. Ватные и стеклянные, из пенопласта и пластика, на привычных петлях и новомодных прищепках, светящиеся и с сюрпризами внутри – если судить даже только по одной выставке в Almaty Gallery, тогдашние советские елки были очень интересными, а игрушки – на удивление красивыми и качественными. Историки пишут, что детей особенно радовали коллекции, которые выпускались по мотивам сказок (в отличие от «агитационных» – красных звезд, пионеров и красноармейцев). На алматинской выставке можно увидеть, полностью или частично, наборы «Сказка о Золотом петушке», «Серебряное копытце», «Руслан и Людмила», «Морозко» и др. А полный комплект персонажей из «Сказки о царе Салтане» – это просто произведение «елочного искусства» с хорошо проработанными формами и тщательно выписанными деталями.

Фото: Гульнар Танкаева

Казахстанские коллекционеры – участники выставки свои игрушки не продают, но просто для информации: сегодня на том же meshok.net выставлена фигурка «Ткачиха» из «Сказки о царе Салтане» по цене больше 100 тыс. тенге в пересчете с российских рублей. Кстати, там продаются не только игрушки-персонажи, но и антураж: и даже бочка, в которой царь Салтан отправил по морю жену с новорожденным сыном, может обойтись коллекционеру в 2,5 тыс. тенге.

По словам Евгения Веснина, сам он собирает для души, но сегодня в Казахстане уже есть предприниматели, которые занимаются раритетными елочными игрушками и «тема вообще в последнее время развивается бурно и быстро». Коллекционеры недавно подсчитали: если бы получилось украсить одну елку самыми дорогими советскими игрушками, в последние годы проданными на аукционах, стоимость этого новогоднего деревца могла бы превысить 30 тыс. долларов.

Красная Шапочка из коллекции Ментая Утепбергенова

Одну из самых желанных советских елочных игрушек конца 1940-х – начала 1950-х годов, Красную Шапочку, выставила в Almaty Gallery Ажар Тюлеу­баева, руководитель студии By ArT. Кроме безусловной коллекционной ценности, у этой маленькой фигурки есть и важная – семейная: она принадлежала свекру Ажар, казахстанскому актеру Ментаю Утепбергенову, известному не только своими киноработами, но и коллекциями. Фотоаппараты и кинокамеры, журналы о кино и пластинки, антикварные часы, монеты на кинотемы и, конечно, марки (у актера было пять золотых медалей международных филателистических выставок). Но, оказывается, среди всех этих серьезных собраний нашлось место и для такой трогательной и домашней темы, как празднование Нового года.

К слову, именно так, с ностальгией и по-семейному, Ажар Тюлеубаева, дизайнер-декоратор по специальности, оформила свою часть экспозиции на выставке «Огни из прошлого…». Фоном для советской пластиковой елки стал чудесный шелковый ковер («мамин» – поясняет Ажар), а рядом с витриной со старыми новогодними открытками, масками, гирляндами и другими украшениями занял свое место антикварный граммофон – тоже из собрания Ментая Утепбергенова.

Самое интересное, что все эти коллекции не «законсервировались» с уходом актера из жизни, их продолжают пополнять его дети и внуки: они получили этот «вирус» бережного отношения к прошлому по наследству.

«Коллекционирование – это любовь на всю жизнь», – так ответила Ажар Тюлеубаева на вопрос, почему важно сохранять не только антикварные часы, но и хрупкие елочные игрушки.

Елка по-алматински

А самый алматинский экспонат в экспозиции – это елка, украшенная красными стеклянными яблоками. Не антикварными, но единственными в своем роде. Их сделали специально для коллекционера Светланы Крупко на фабрике в Нижнем Новгороде в России: оказалось, что ею руководит алматинец. Под елкой с аппетитными символами нашего города на маленькой этажерке – кукла в казахском костюме и с нашими чертами лица – выпускали в советское время и таких. Правда, они были в большом дефиците, впрочем, как и многое на этой выставке в Almaty Gallery, в равной степени новогодней, исторической и семейной. Как сказал один из первых посетителей выставки, дело даже не в том, что в одной из витрин можно увидеть звезду на макушку времен Второй мировой войны, в другой – медвежонка – символа Олимпиады 1980 года, а в третьей – гирлянду на космические темы, с кораблем «Восток», на котором летал Юрий Гагарин. Дело в том, какие истории напоминают эти елочные игрушки.

Фото: Гульнар Танкаева
Читайте также