Новости

Credit Suisse прогнозирует рост мировой торговли нефтью в юанях

Встреча председателя КНР Си Цзиньпиня с лидерами Саудовской Аравии и Совета сотрудничества стран Персидского залива в декабре ознаменовала «рождение нефтеюаня», сообщает Financial Times со ссылкой на мнение аналитика Credit Suisse Золтана Позсара в записке для клиентов финансовой организации.

Золтан Позсар считает, что «Китай хочет переписать правила глобального энергетического рынка» в рамках более масштабных усилий по дедолларизации так называемых стран БРИК – Бразилии, России, Индии и Китая, а также многих других частей мира после превращения Западом долларовых валютных резервов в оружие вслед за вторжением России в Украину.
После того, как в 1945 году президент США Франклин Делано Рузвельт встретился с королем Саудовской Аравии Абдул Азизом Ибн Саудом на американском крейсере USS Quincy, США гарантировали безопасность на Ближнем Востоке в обмен на продаваемую за доллары нефть. С новыми договоренностями Китая с нефтедобывающими странами этот порядок может измениться, полагает газета.

В течение последнего времени Китай уже покупал все большее количество нефти и сжиженного природного газа у Ирана, Венесуэлы, России и некоторых стран Африки за юани. Теперь же торговля нефтью будет осуществляться в юанях в еще больших масштабах. Си Цзиньпин объявил, что в течение следующих трех-пяти лет Китай не только резко увеличит импорт из стран Персидского залива, но и будет работать в направлении «всестороннего энергетического сотрудничества». Потенциально это может включать совместную разведку и добычу в таких местах, как Южно-Китайское море, а также инвестиции в нефтеперерабатывающие заводы, производство химикатов и пластмассы. Пекин надеется, что все это будет оплачиваться в юанях на Шанхайской бирже нефти и природного газа уже в 2025 году.

Все это приведет к масштабному сдвигу в мировой торговле энергоносителями. Как указывает Позсар, на Россию, Иран и Венесуэлу приходится 40% доказанных запасов нефти стран ОПЕК+, и все они продают нефть Китаю с большой скидкой, в то время как на Совет сотрудничества стран Персидского залива приходится еще 40% доказанных запасов. Остальные 20% находятся в регионах, входящих в орбиту влияния России и Китая.

При этом аналитик приводит мнения сомневающихся в росте нефтеюаня и ослаблении долларовой финансовой системы, которые указывают на то, что Китай не пользуется тем же уровнем глобального доверия, верховенства закона или ликвидности резервной валюты, что и США, из-за чего другие страны вряд ли захотят вести бизнес в юанях. Вместе с тем, отмечает он, на нефтяном рынке доминируют страны, которые имеют больше общего с Китаем, чем с США. Более того, китайцы предложили нечто вроде финансовой страховки, сделав юань конвертируемым в золото на золотых биржах Шанхая и Гонконга.

Хотя это не делает юань заменой доллару в качестве резервной валюты, торговля нефтью в юанях, тем не менее, имеет важные экономические и финансовые последствия для политиков и инвесторов. Наличие дешевой энергии уже привлекает западные промышленные предприятия в Китай. В частности, немецкая компания BASF сокращает свой основной завод в Людвигсхафене и переносит химические производства в китайский Чжаньцзян. Таким образом, Китай пытается увеличить у себя производство с добавленной стоимостью, используя дешевую энергию в качестве приманки. Газета отмечает, что ряд европейских производителей также увеличили количество рабочих мест в США из-за снижения там затрат на электроэнергию.

С конца 1970-х годов нефтедобывающие страны вкладывали нефтедоллары в такие развивающиеся страны, как Мексика, Бразилия, Аргентина, Турция и другие, вызвав несколько долговых кризисов на этих рынках. Нефтедоллары также ускорили развитие экономики США и позволили этой стране поддерживать большой дефицит бюджета.

Теперь эта тенденция может развернуться, полагает газета. Уже сейчас иностранных покупателей казначейских облигаций США стало меньше. Популярность нефтеюаня может ускорить дедолларизацию мировой торговли. Контроль Китая над большим количеством энергетических запасов и производимых из них продуктов может стать новым важным фактором, способствующим инфляции на Западе.

В связи с этим издание рекомендовало задуматься о способах увеличения добычи сланцевой нефти и газа в Северной Америке, которые можно было бы продавать со скидкой в Европу, ускорив переход к «зеленой» экономике. Рост нефтеюаня должен стать стимулом для США и Европы как можно быстрее отказаться от ископаемого топлива.