Он был обречен стать легендой: история Пеле

Опубликовано
Shutterstock

29 декабря 2022 года не стало короля футбола Пеле. Легендарный бразильский футболист скончался на 83-м году жизни. «Курсив» рассказывает историю трехкратного чемпиона мира.

Эдсон Арантис ду Насименту родился 23 октября 1940 года в бразильском городке Трес-Корасойнс. Он появился на свет в маленьком домике, собранном из старых кирпичей, его семья жила в бедности. Своего первенца профессиональный футболист Жуан Рамос ду Насименту и горничная Селеста Арантис назвали в честь американского изобретателя лампочки Томаса Эдисона. Правда, родители решили убрать букву «и», дав сыну имя Эдсон. На тот момент это было символично, ведь незадолго до рождения Эдсона в их маленький город провели электричество.

«Моя мама Селесте была местной, дочкой возницы, – миниатюрной девушкой с блестящими волосами и красивой улыбкой. Мой папа Жуан Рамос ду Насименту – все знают его как Дондиньо – был родом из маленького городка примерно в ста километрах отсюда. В Трес-Корасойнсе он проходил военную службу, когда они познакомились. Он также был центральным нападающим в клубе «Атлетико». Мои родители поженились, когда маме было пятнадцать, а к шестнадцати годам она уже была беременна мной.

Сцену моего рождения мне описывала бабушка Амброзина, которая присутствовала при родах и помогала моей молодой маме Селесте преодолеть все трудности деторождения. В конце концов, крошечного извивающегося младенца, коим был я, показали миру, из-за чего мой дядя Жоржи воскликнул: «Он определенно очень даже черный!» Возможно, то был ответ на первый вопрос отца о том, был ли я мальчиком или девочкой. Вероятно, отец был удовлетворен тем, что узнал мой пол, и, пощупав мои тощие ножки, сказал: «Он будет великим футболистом». Память не сохранила реакцию моей мамы, хотя я могу представить себе, что она не слишком-то была довольна таким предсказанием», — написал Пеле в своей книге «Исповедь влюбленного в жизнь».

Когда Эдсону было три-четыре года, его отец выступал за клуб «Васко да Гама», поэтому мальчик часто бывал на тренировках команды. Ему особенно нравилась игра вратаря «Васко» по прозвищу Биле. Маленький Эдсон не только следил за тренировочным процессом, но и сам упражнялся с мячом. А когда ему удавалось подобраться поближе к воротам, он подбадривал самого себя: «Отлично, Биле!» или «Круто отбил, Биле!». И еще на вопрос, кем он хочется стать, дитя отвечало: вратарем, как Биле. А поскольку дикция у малыша хромала, то выходило у него «Пеле» вместо «Биле» — это официальная версия Пеле о происхождения его прозвища. Правда, поначалу Эдсону не нравилось это прозвище.

«Я помню, что поначалу это имя меня раздражало. Я очень гордился тем, что меня назвали в честь Томаса Эдисона, и хотел, чтобы меня звали Эдсон. Тогда я считал, что Пеле – нелепое имя. А Эдсон – это звучало намного серьезнее и важнее. Так что, когда кто-нибудь говорил: «Эй, Пеле», я очень злился. Однажды я ударил одноклассника из-за этого и был отстранен от уроков на два дня. Как и следовало ожидать, желаемого эффекта мой поступок не возымел. Другие дети поняли, что это меня раздражает, а потому начали еще чаще называть меня Пеле. Тогда я осознал, что с этим ничего не поделать. Теперь мне нравится это имя – но тогда оно выводило меня из себя», — рассказывал Пеле.

Серьезно Эдсон начал играть в футбол в 7 лет. Конечно же, идеалом игрока для него был отец, который, в свою очередь, не мог не замечать способностей сына. Дондиньо и стал первым тренером будущего Пеле.

«Дондиньо многому меня научил, не только технике, но и тому, как вести себя на поле. Именно под его присмотром я овладел некоторыми хитростями и навыками, которые впоследствии помогли мне забить много голов и завоевать немало наград. Он рассказал мне про то, как надо аккуратно делать пас и как важно следить за тем, чтобы мяч не укатывался далеко. Это стало своеобразной характерной чертой моего стиля – короткие перебежки, положение к мячу настолько близко, как это только возможно, чтобы быть уверенным в том, что я как следует контролирую ситуацию, обходя защитника. Я быстро научился резко менять темп, от быстрого к медленному, и наоборот, чтобы перехитрить соперника. Такой метод хорошо срабатывал, когда я бежал на защитника, не отпуская мяч далеко, – вместо того, чтобы его сильно пнуть и таким образом потерять контроль, я создавал ситуацию, когда защитнику приходилось бежать задом, из-за чего он мог пропустить момент, когда я одним ударом отправлял мяч далеко за его спину. Еще очень полезным был финт корпусом, который мог сбивать противников с толку, если был использован во время быстрого ведения мяча: опуская плечо налево или направо, я мог избавиться от защитников, даже не меняя траектории мяча», — вспоминал Пеле.

В девять лет Эдсон пообещал своему отцу завоевать Кубок мира, когда увидел его слезы из-за поражения сборной Бразилии в финале родного чемпионата мира 1950 года.

«Мне было девять лет, когда в 1950 году в Бразилии проходил чемпионат мира по футболу. В день финала, 16 июля, папа решил устроить у нас дома вечеринку. Он пригласил около пятнадцати друзей, включая коллег по «Бауру Атлетик Клуб», и их семьи. Каждый принес какое-нибудь блюдо или напиток, и я помню, как стол ломился от пирогов, сладостей, сэндвичей и пива. Бразилия играла с Уругваем, и мы собирались отмечать победу. Наша страна принимали чемпионат, мы были фаворитами. На пути к финалу мы сокрушили швейцарскую и испанскую команды со счетом 7:1 и 6:1 соответственно, и мы бы забрали трофей, если сыграли хотя бы вничью.
Это был первый чемпионат мира после Второй Мировой войны, и во многом соревнование было странным: участие в нем принимали всего тринадцать команд, для финального этапа был придуман необычный формат, а некоторые результаты были поистине чудными. Например, тогда сборная США одержала знаменитую победу над Англией со счетом 1:0. Бразилия прежде еще никогда не выигрывала мундиаль, и эта победа могла бы сильно улучшить нашу репутацию. За исключением игры против Швейцарии, завершившейся со счетом 2:2, Бразилия побеждала в каждом матче и уверенно двигалась навстречу великому триумфу.

Матч начался хорошо. Фриаса из бразильской команды забил первый гол, и все попросту сошли с ума, начали кричать и прыгать! По всему Бауру взрывались хлопушки. Вскоре Уругвай сравнял счет, но мы все еще были уверены в своей победе. Затем примерно за десять минут до конца матча команда противника забила еще один гол. Я помню, как зашел в дом после окончания матча и увидел, как отец с друзьями сидят в абсолютной тишине. Я подошел к нему и спросил, что случилось. «Бразилия проиграла, – ответил он как зомби. – Бразилия проиграла».

Тогда я впервые увидел, как папа плачет. Многие его друзья тоже не могли сдержать слез. Что и говорить, как меня это потрясло, ведь я вырос в полной уверенности, что мужчины не демонстрируют так свои эмоции. «Однажды я выиграю тебе чемпионат мира», – пообещал я папе в попытке его утешить. Какое-то время спустя, когда он пришел в себя, он мне рассказал, что несколько человек на стадионе «Маракана» даже умерли от потрясения», — рассказывал Пеле.

Первый настоящий контракт Пеле подписал в 14 лет, когда стал игроком юношеской команды «Бауру Атлетик Клуб». Тогда менеджером «Бакиньо» был бывший игрок сборной Бразилии Валдемар де Брито, который сыграл важную роль в карьере будущей звезды футбола. В 1956 году Де Брито предложил Эдсону выступать за юношеский состав «Сантоса», который на тот момент был чемпионом штата. В 16 лет Пеле подписал контракт с «Сантосом» и оставался в его рядах целых 20 лет! В этом же году 16-летнего Эдсона позвали в сборную, он провел за нее свои первые матчи – против самого принципиального соперника, команды Аргентины. В обеих встречах юному Пеле удалось забить, во многом благодаря чему Бразилия стала победителем Кубка Рока.

Игра Эдсона произвела серьезное впечатление на руководство сборной, и в 1958 году молодая звездочка попала в заявку «кудесников мяча» на чемпионат мира в Швецию.

На скандинавских полях и случилось рождение короля футбола, Бразилия вместе с 17-летним Пеле впервые выиграла Кубок мира. Пеле привез на Родину заветный трофей, тем самым сдержав свое обещание, данное отцу. А мир поистине начал сходить с ума от появления такого юного и уже великого игрока. Пресса и лучшие футболисты планеты не скупились на восторги. «Когда я увидел, как играет Пеле, мне просто захотелось выкинуть свои бутсы», — заявил тогда лучший бомбардир чемпионата француз Жюст Фонтен. «Порой я думаю, что футбол был придуман именно ради этого волшебного игрока», — отмечал легендарный капитан сборной Англии Бобби Чарльтон.

До сих пор Пеле остается самым молодым в истории чемпионом мира. Он также самый юный из тех, кому удавалось забить гол на мундиале. Ему по-прежнему принадлежит и главный рекорд – он единственный футболист за всю историю, ставший чемпионом мира три раза – впереди были триумфы в 1962 в Чили и в 1970 в Мексике.

Правда, один рекорд все же не покорился Пеле. Его отец Дондиньо забил за один матч пять мячей головой. Такого результата Пеле так и не удалось достичь. «Я тогда был слишком маленьким и плохо помню этот момент. Потом, когда я уже подбирался к собственному тысячному голу, журналисты начали выяснять, было ли это на самом деле или нет. И оказалось, что это была правда, – они написали, что единственный рекорд, не принадлежавший Пеле, принадлежит его отцу!» — сказал Пеле.

В 1974 году Пеле закончил карьеру игрока. Однако затем решил вернуться в футбол из-за финансовых проблем. В 1975 году Пеле подписал контракт с американским «Нью-Йорк Космос», став самым высокооплачиваемым футболистом в мире. Его зарплата тогда составляла $1,4 млн в год.

За «Космос» он отыграл три года и покинул клуб на мажорной ноте: в сезоне-1977 бразилец помог команде выиграть Североамериканскую футбольную лигу и стал лучшим бомбардиром турнира. В 1977 году Пеле завершил карьеру во второй раз, теперь уже окончательно. После этого Король футбола занимал пост министра спорта Бразилии, опубликовал несколько автобиографий, сочинял и записывал песни, был ведущим телешоу, работал в тренерском штабе «Сантоса» и даже снимался в кино. В 2015 году, по данным Forbes, он заработал за счет спонсорских контрактов $15 млн. На момент смерти его состояние оценивается в $100 млн.

Читайте также