С 1 января 2023 года в Узбекистане ставка налога на добавленную стоимость снизилась до 12%. Власти предполагают, что за счет этого удастся «обелить» экономику, стимулировать деловую активность и увеличить поступления в казну.
Снизив налог на добавленную стоимость до 12%, Узбекистан догнал Казахстан и Кыргызстан, где ставка НДС установлена как раз на этом уровне. Самая высокая ставка НДС среди стран Центральной Азии – 15% – сохраняется в Таджикистане и Туркменистане.
Подарок обработке
Три года назад, в октябре 2019 года, власти Узбекистана уже снижали ставку НДС – с 20 до 15%. За три года поступления в бюджет от НДС на внутренние товары выросли вполовину – с 20,5 трлн сумов в 2020 году ($2,1 млрд) до 32,8 трлн сумов по итогам 2022 года ($3,0 млрд). НДС с импорта за тот же срок увеличился почти вдвое – с 19,7 трлн до 38,7 трлн сумов.
В прошлом году поступления НДС обеспечили треть дохода госбюджета. Собранные в 2022 году 71,5 трлн от НДС значительно превысили плановый показатель – 53,3 трлн сумов. В 2023 году бюджет Узбекистана рассчитывает на поступления НДС в размере 63,8 трлн сумов.
«Снижение налоговых ставок в 2019 году, в том числе и по НДС, привело к существенному расширению налоговой базы. Выросло число компаний, зарегистрировавшихся в качестве плательщиков НДС, и, соответственно, выросли налоговые поступления в абсолютном выражении и как доля от ВВП – с 12–13% до почти 15%», – комментирует ведущий региональный экономист Европейского банка реконструкции и развития Эрик Ливни.
В Государственном налоговом комитете Узбекистана «Курсиву» сообщили, что количество плательщиков НДС только в 2022 году выросло на 14,4% и в декабре составляло 171,9 тыс. Наибольший прирост плательщиков произошел в таких секторах, как торговля (+31,3%), сельское хозяйство (+26,5%), промышленность (+14%) и строительство (+12,2%).
Анализ Института прогнозирования и макроэкономических исследований показывает, что в структуре поступлений от НДС в 2021 году самая крупная доля была у обрабатывающей промышленности – 8,9 трлн сумов, строительные компании заплатили 4,3 трлн сумов НДС, торговые – 3,9 трлн сумов, а сельхозпредприятия – 1,4 трлн сумов.
Меньше тени – больше возврат
Снижение базовой ставки до 12% приведет к выпадению из доходов узбекистанского бюджета примерно 14 трлн сумов. Восполнить эту брешь предполагается в том числе за счет упрощения льгот. С 1 апреля отменяются льготы по предоставлению геологических услуг в рамках госпрограмм, а с 1 июля будут упразднены льготы на услуги подразделений охраны Нацгвардии РУз (эта силовая структура имеет право заключать договоры на охрану имущества физических и юридических лиц). Позже планируется отменить и ряд налоговых льгот по НДС.
По мнению управляющего по инвестициям AFC Uzbekistan Fund Скотта Ошерова, значительного влияния на налоговые поступления снижение ставки НДС не окажет. «Уменьшение ставки будет иметь краткосрочное воздействие, но в дальнейшем должно стимулировать спрос на товары и услуги и способствовать экономическому росту. Это как раз случай «принесения в жертву» краткосрочной перспективы ради долгосрочной экономической выгоды страны», – говорит Ошеров.
«По сей день существенная часть малого бизнеса в Узбекистане остается в тени, и снижение НДС, да и других налогов, будет способствовать выходу бизнеса из тени. Чтобы это происходило быстрее, властям предстоит еще большая работа по улучшению деятельности налоговых служб, в частности в своевременном возврате НДС его законопослушным плательщикам», – продолжает Эрик Ливни.
За девять месяцев 2022 года общий размер возмещенного налогоплательщикам НДС составил 12,8 трлн сумов. Лидерами по возврату стали промышленность – 7,1 трлн сумов и розничная торговля – 1,4 трлн сумов. Экспортерам вернули 4,7 трлн сумов. В сравнении с 2020 годом сумма возмещения НДС выросла почти втрое.
Цены не заметили
Стимулирование рыночной активности и конкуренции – один из эффектов, на которые рассчитывают власти Узбекистана, снизив НДС. Однако, как рассказали «Курсиву» в одной из торговых сетей, пока этих изменений не произошло.
«В идеале в связи с уменьшением НДС должна снизиться нагрузка на конечных потребителей. Однако не все поставщики на это отреагировали и опустили цены на 3%. Поэтому на нас снижение ставки пока никак не отразилось. Возможно, сказалась общая неразбериха в связи с нововведением, так как от налоговой не было четких инструкций. Но поскольку отпускные цены не поменялись, то и розница не смогла их скорректировать. Возможно, через два-три месяца ситуация выровняется и нагрузка на конечного потребителя снизится», – отметил собеседник издания.
В интервью изданию Gazeta.uz замминистра финансов Дилшод Султанов в конце декабря прошлого года заявил, что ожидать снижения цен после уменьшения ставки НДС не стоит. «Их снижение возможно на конкурентных рынках, на остальных – маловероятно, так как вряд ли компании отдадут весь выигрыш от снижения налоговой ставки покупателям», – заявил чиновник. Он также отметил, что в 2019 году после снижения НДС с 20 до 15% стоимость большинства потребительских товаров сохранилась на том же уровне.