Результаты минувшего года для Национального фонда РК оказались смешанными. С одной стороны, активы НФ проседали на фоне растущих трансфертов в бюджет и негативной ситуации на мировом фондовом рынке. С другой – растущие цены на нефть принесли рост прямых налоговых поступлений в 2,5 раза выше, чем годом ранее. Казахстанский суверенный фонд вот уже более восьми лет не может перейти к устойчивому росту.
Принимай инвестрасход
Минфин РК отражает совокупные поступления в НФ РК за 12 месяцев 2022 года на уровне 5,2 трлн тенге, что на 21% выше, чем годом ранее. Рост был зафиксирован по ключевому источнику доходов – прямым налоговым поступлениям, которые выросли на 146% и составили 6,4 трлн тенге. Наиболее активно росли притоки по НДПИ (+350%), дополнительным платежам недропользователей, работающих в режиме СРП (+263%), бонусам (+247%) и налогу на сверхприбыль (+204%). Однако основной вклад в рост поступлений дал КПН (+134%), который обеспечивает около 35% всех прямых налоговых поступлений в НФ. Доходы от рентного налога и выручка от доли правительства в разделе продукции выросли соответственно на 88 и 87%.
Существенно скорректировали итоговое значение поступлений в НФ результаты инвестиционной деятельности: вместо инвестдохода в 1,7 трлн тенге годом ранее управляющие (Нацбанк РК) получили убыток в 1,4 трлн. Обесценение инвестиций вызвано кризисом на мировых фондовых площадках: индекс MSCI Global (судя по отчетам НБ РК, это модельный портфель для НФ) в конце декабря 2022-го сократился на 24% в годовом выражении.
Объем использования (расходы) НФ составил 4,6 трлн тенге (+2%), из которых 4,0 трлн пришлось на гарантированный трансферт, 550 млрд – на целевой, а еще 22 млрд стоили услуги по ежегодному внешнему аудиту.
Сальдо (разность между поступлениями и использованием) операций с НФ в этом году оказалось положительным – на уровне 0,6 трлн; годом ранее фиксировался дефицит в 0,2 трлн. Сальдо 2022 года на 40% ниже среднего показателя за последние пять лет (+1 трлн) и втрое ниже среднего за 10 лет (+1,8 трлн). Исторически рекордное сальдо (9,3 трлн) было достигнуто в 2015 году на фоне курсовой переоценки: активы НФ сформированы в основном в долларах, а Минфин ведет учет в тенге, который подешевел за несколько месяцев вдвое.
Но даже если перевести результаты в доллары по курсу, показатели по кассе НФ в 2022 году оказались значительно более слабыми, чем в последнем году высоких цен на нефть – 2014-м.
Несмотря на то, что цены на нефть в 2022-м были ниже, чем в 2014-м, всего на 9%, общий уровень поступлений оказался меньше на 62%, а прямых налоговых поступлений – на 28%. Не улучшил ситуацию даже 5-процентный рост добычи.
На «нейтралке»
Общий рост активов Нацфонда, учитываемых НБ РК как международные резервы, на 1 января 2023 года за 12 месяцев составил 0,7%. Объем их остановился на уровне $55,7 млрд. Причем большую часть года активы сокращались и осенью достигли очередного антирекорда. В сентябре 2022 года (если верить оперативным данным НБ РК) объем активов Нацфонда оказался на 10-летнем минимуме – $51,6 млрд. Последний раз ниже показатель был только в июне 2012 года, однако тогда общий тренд был к росту, а в последние годы скорее к сокращению.
Рост в октябре и ноябре 2022-го, когда активы НФ увеличились в общей сложности на $4,2 млрд, позволил компенсировать плохое начало и середину года. Сказался отложенный эффект возросших цен на нефть, в результате которого увеличились как доходы от добычи (НДПИ, рентный налог, доля правительства в разделе продукции), так и рентабельность нефтяных компаний, соответственно, увеличился приток средств по корпоративному подоходному налогу.
Данные НБ РК об объемах трансферта из НФ и продаж валюты на внутреннем рынке показывают, что давление на курс было существенно ниже, чем в предыдущие периоды: при кассовом объеме трансферта в течение января – декабря 2022-го почти в 4,6 трлн НБ РК провел обменных операций лишь на 2 трлн. В мае продажа валюты из трансферта была минимальной, а в августе таких операций вообще не проводилось.
Непросто жить по средствам
Успехи НФ нынешнего года не должны отвлекать от его основной проблемы: казахстанский суверенный фонд все меньше соответствует цели фонда будущих поколений и все активнее используется президентом и правительством для покрытия текущих расходов.
Сокращение активов Нацфонда неоднократно критиковал президент Касым-Жомарт Токаев. Последний раз глава государства коснулся этой темы на расширенном заседании правительства в прошлом декабре: «В ближайшее семь лет активы Нацфонда должны вырасти до $100 млрд. Поэтому тратить из него надо меньше, а зарабатывать – больше. Причем проблемы с тем, чтобы «зарабатывать», очевидно, тоже имеют место быть».
Несмотря на критику, президент и правительство регулярно корректировали плановые показатели трансферта из суверенного фонда к повышению. Например, после январских событий уже спланированный размер трансферта из НФ на 2022 год в 2,95 трлн увеличили до 4,55 трлн (+54%) – деньги пошли на поддержку аграриев, укрепление правоохранительных органов и на реализацию других президентских поручений.
По итогам 2021 года Счетный комитет РК (в минувшем году переименован в Высшую аудиторскую палату) зафиксировал, что расходы НФ в последние три года, которые, согласно целям властей, способствовали «повышению качества жизни населения, созданию комфортной среды проживания, увеличению реальных доходов граждан путем создания рабочих мест, а также обеспечению поддержки экономики и бизнеса», не были подтверждены соответствующими расчетами.
План правительства по исполнению президентского поручения ($100 млрд в активах НФ к 2030 году) стандартен и прост: повышать ненефтяные доходы. «В 2023 году уже на 1,4 трлн снижается размер трансфертов из Нацфонда. В первую очередь это будет делаться за счет повышения собственной доходной базы республиканского бюджета. Нужно снижать ненефтяной дефицит, именно собственные доходы увеличивать, – объяснял в конце декабря 2022 года парламентариям министр национальной экономики Алибек Куантыров. – Это зависит от развития экономики в целом, индустриализации и расширения налогооблагаемой базы, в том числе за счет диверсификации экономики и развития МСБ».
По действующему закону о гарантированном трансферте из НФ (на 2023–2025 годы) в 2023-м в бюджет попадет 2,2 трлн тенге, в 2024-м – 2 трлн, в 2025-м – 1,9 трлн.
Бороться с соблазном добирать недостающие деньги из суверенного фонда властям РК с 2023 года помогают дополнительные бюджетные правила: объем поступлений в фонд не должен превышать оттока, а рост расходной части ограничен динамикой усредненного за 10 лет роста экономики, плюс цель по инфляции. Насколько способно правительство удерживаться в рамках бюджетных правил и не расширять объем трансфертов из НФ, покажет нынешний год.