Одежду Haute Couture сегодня приобретают не только «прямо с подиума» — во время недель моды, но и «прямо с торгов»: известные аукционные дома активно осваивают этот сегмент — продаж винтажной одежды от именитых дизайнеров. Иногда, как на уходящей неделе, эти события даже совпадают во времени и пространстве: пока в Париже шла Неделя Высокой моды, аукционный дом Christie’s там же завершал свои онлайн-торги «От Chanel до Saint Laurent, коллекция Haute Couture». Но если результаты продаж дизайнерских творений, представленных на Парижской неделе моды, будут известны не так скоро, то итоги аукциона уже на сайте Christie’s. За рекордную сумму – 56 700 евро при оценочной стоимости 4 тыс. — 6 тыс. евро – ушло с молотка платье от Chanel авторства Карла Лагерфельда. Рассказываем, как не только антикварная, но и винтажная одежда может стать предметом инвестиций.
И здесь необходимо уточнить: речь не идет о вещах знаменитостей, когда дело не столько в дизайне одежды, сколько в том, кто ее носил. Если платье от Jean Louis, в котором Мэрилин Монро спела свое знаменитое «С днем рождения, мистер президент» продается на аукционе за $4,8 млн – это все-таки больше про актрису, чем про собственно платье. Как пишет в своей книге «Vintage Style: Buying and Wearing Classic Vintage Clothes» бывший куратор департамента винтажной моды аукциона Sotheby’s Тиффани Дубин, «наряды знаменитостей – это шедевры, история, безупречный провенанс, и потому выставлять их на продажу одно удовольствие». Но, как показывает практика последних лет, даже «безымянная» (в прямом смысле слова: на завершившихся торгах Christie’s владелец одной из коллекций был обозначен инициалами V.W.S.) одежда Haute Couture может вызвать ажиотаж. И тогда можно быть уверенными: дело в самой одежде, в ее дизайне и авторстве.
Мировой рекорд американской моды
Само слово «винтаж» применительно к одежде и обуви, а не к виноделию (от англ. vintage — вина определенного года) появилось в словаре в 1990-х – собственно, тогда же, когда стилисты и другие специалисты в области моды начали искать и выставлять в своих магазинах и шоу-румах вещи предыдущих десятилетий. За 30 лет были проданы тысячи винтажных вещей — но при этом не удалось дать универсальное определение термину или даже четко обозначить временные рамки винтажа в моде. Эксперты индустрии обычно называют винтажными вещи-символы той или иной эпохи и знаковые творения знаменитых дизайнеров – именно такие модели с большим успехом уходили с молотка на аукционах в тех же 1990-х.
В 1996 году американский аукционный дом Doyle выставил на торги черное атласное платье-футляр от Чарльза Джеймса, которого его коллега Кристобаль Баленсиага называл «не только величайшим американским кутюрье, но и лучшим во всем мире». Оценочная стоимость платья 1945 года составила $6 тыс.- 9 тыс., но уже с первых мгновений торгов стало ясно, что итоговая сумма будет намного выше. Так и произошло: вечерний наряд от великого Чарльза Джеймса ушел за $49 450. Газеты писали: «24 апреля 1996 года был установлен мировой рекорд американской моды на аукционе».
В 1998 году на Sotheby’s за 43 тысячи фунтов стерлингов был продан костюм, созданный Ивом Сен-Лораном в те времена, когда он был арт-директором дома Dior (коллекция 1959 г.). Имя французского дизайнера достаточно часто появляется на сайтах аукционов: выставляются как его модели, так и его рисунки и т.д. В 2019 году на Christie’s был поставлен рекорд для винтажных вещей от Yves Saint Laurent: вышитый жакет, вдохновленный картиной Ван Гога «Подсолнухи», ушел с молотка за 382 тыс. евро при оценочной стоимости в 80-120 тыс.
Гардероб музы дизайнера на $2,4 млн
В 2005 году состоялся аукцион, который специалисты назвали «экстраординарным событием», а журналисты – «почти случайностью». Все началось, когда внучка великого модельера XX века Поля Пуаре Софи решила избавиться от старой мебели и пригласила к себе в дом антиквара и представителя аукционного дома Piasa Пьера Эммануэля Одапа. Обнаружив, по легенде, где-то на чердаке сундуки-чемоданы, он поинтересовался – а что в них? В них был гардероб жены и музы Пуаре — красавицы Дениз. Считается, что именно жена вдохновила кутюрье на создание многих знаменитых образов. Но после 23 лет совместной жизни Пуаре развелись, и Дениз забрала с собой одежду и многое другое, созданное знаменитым кутюрье специально для нее. Летнее пальто, вечернее платье «Персиянка» — разумеется, с тюрбаном, платье «Казань», сшитое из скатерти, купленной в России, и т.д. – все эти вещи были хорошо упакованы и прекрасно сохранились. Пьер Эммануэль Одап и эксперт моды Франсуаз Огю восстановили историю (провенанс) творений Поля Пуаре, и был издан каталог с лотами для аукциона.
Перед торгами коллекцию выставили в мастерской известного дизайнера Аззедина Алайи, немало «подогрев» и без того большой интерес. Как напишут после аукциона журналисты, «за считанные секунды ожесточенной борьбы» цены на вещи из гардероба Дениз Пуаре выросли примерно в 10 раз от оценочной стоимости. 532 лота ушли с молотка с рекордной стоимостью – свыше $2,4 млн. Тот самый летний плащ был продан за $169 тыс. и стал самым дорогим предметом винтажной одежды (хотя скорее все-таки антикварной) в мире, шелковые туфли «Бал» — за $52 500 и стали, соответственно, самой дорогой винтажной парой обуви.
Экологичная Высокая мода
Сегодня интерес к винтажной моде особенно высок. В полном соответствии с самым сильным современным трендом — на экологичность и разумное потребление, но при этом не желая отказываться от вещей Haute Couture, модники и модницы переключились на винтажные ресурсы: магазины, онлайн-платформы и аукционы. Незадолго до финального дня торгов Christie’s «От Chanel до Saint Laurent, коллекция Haute Couture» журналисты сайта WWD поговорили со специалистом аукционного дома Камиллой де Фореста.
«Музеи и дома моды сделали так много для того, чтобы рассказать людям о высокой моде и о моде как виде искусства, что все больше и больше людей интересуются этим. Я думаю, что эти люди также хотят выделиться, и ношение винтажной одежды — один из способов сделать это, — сказала эксперт. — Благодаря онлайн-торгам мы начали взаимодействовать с покупателями, о существовании которых и не подозревали».
По словам Камиллы де Фореста, владелица одежды, выставленной на Christie’s, скрывшаяся под инициалами V.W.S., была знакома со многими великими дизайнерами XX века, в том числе с Ивом Сен-Лораном и Юбером де Живанши. Впервые ее вещи появились на аукционе в ноябре прошлого года, на торгах Exceptional («Исключительных»), и тогда пальто Chanel 1996 г. с вышивкой было продано за 277 200 евро. Как сказано на сайте Christie’s, после успеха двух вещей «от кутюр» (вторая – от Yves Saint Laurent), «мы рады представить более широкий выбор из той же экстраординарной коллекции на нашей онлайн-распродаже».
Более широкий выбор – это, кроме Ива Сен-Лорана и Карла Лагерфельда для Chanel, другие большие мастера XX-го века: Кристиан Лакруа, Джон Гальяно для Dior, Юбер де Живанши, Жан-Луи Шеррер и Валентино. Больше 110 вещей 1970-80-90-х годов выпуска. По мнению экспертов, самыми важными лотами аукциона были ансамбль из черного бархата от Givenchy 1979 года с красными губами (дань уважения Эльзе Скиапарелли), роскошная куртка из замши и норки из коллекции Yves Saint Laurent осень-зима 1984-1985 годов и фиолетовое бархатное платье от Karl Lagerfeld для Chanel, осень-зима 1988-1989 гг.
Этот костюм от Chanel был продан на аукционе за 50 400 евро.
Но результаты аукциона иногда сложно предугадать. Вот и в этот раз: самые большие суммы принесли не эти, особенно отмеченные на сайте Christie’s, вещи, а Chanel, Chanel и Chanel. То есть три творения Карла Лагерфельда в его бытность креативным директором Дома Chanel.
Костюм с белым жакетом и черной юбкой, 1991 г.: 50 400 евро при оценочной стоимости в 2 тыс.-3 тыс. евро.
Костюм из твида цвета слоновой кости с аппликацией из красного гипюра, коллекция весна-лето 1998 г.: 50 400 евро при оценочной стоимости в 1 тыс.-1,5 тыс. евро.
Бархатное платье, полностью вышитое узором Tudor, и юбка, из коллекции осень-зима 1988-1989: 56 700 евро при оценочной стоимости в 4 тыс. — 6 тыс. евро.
Похоже, вопрос о том, может ли винтажная одежда быть предметом инвестиций, уже не стоит. По мнению некоторых экспертов, у Haute Couture — Высокой моды – на аукционах сегодня такой же потенциал, как у изобразительного искусства.