За что мы платим, покупая вино
Почему одно вино стоит 3,5 тыс. тенге, второе – 10 тыс., а третье – 350 тыс.? От чего зависит ценообразование на винном рынке и какие вина служат точкой ценового отсчета для всех остальных – в материале «Курсива».
Где лозы росли
Один из самых значимых факторов, определяющих стоимость вина, это место его происхождения. Учитывается и имидж страны-производителя на мировом рынке, и исторически сложившийся уровень определенного винного региона, и уникальность терруара, где произведено вино. Что такое терруар? Это совокупность многих географических показателей, влияющих на конечное качество и характер вина. Сам термин появился во Франции от латинского слова terra (земля). Понятие терруара включает в себя климат определенной местности, ее рельеф, солнечные дни, состав почвы. Например, в почвах известняковых пород в Шабли до сих находят окаменелые ракушки – миллионы лет назад эта территория была дном мирового океана. Стоимость одного гектара виноградника здесь начинается от десятков тысяч евро, и это не может не сказываться на стоимости очень тонкого и дорогого шардоне из этого уникального терруара.
В терруаре важны и многие другие образующие: экспозиция виноградника, высота над уровнем моря, возраст лоз и метод их подвязки.
Объем имеет значение
Стоимость вина зависит не только от качества винограда, но и от того, каким методом собирают урожай – машинным или ручным. Еще один фактор – урожайность винограда на гектар: чем ниже урожайность, тем выше качество спелых ягод, в них больше питательных веществ, микро- и макроэлементов, соответственно, из такого винограда вино получается более ярким и богатым на вкус. В зависимости от законов каждого региона и классификации выпускаемого вина с одной лозы (куст винограда) производят от одной до трех бутылок вина. И объем производства вина зачастую также заложен в стоимость: чем меньше вина, тем оно дороже.
Стоимость самого винограда также влияет на конечную цену вина. В крупных винодельческих регионах, таких, например, как Кастилия-Ла-Манча в Испании, где огромные площади виноградников и производится большой объем вина, килограмм собранного винограда, как правило, недорог.
В престижных регионах – Бургундии, Шампани, Бордо, испанских Приорате и Рибера-дель-Дуэро, в итальянском Пьемонте или калифорнийском Эльдорадо – долине Напы, цена за тот же килограмм винограда во много раз выше и не зависит от площади виноградников.
Винная аристократия
Системы апелласьонов и крю (отдельных виноградников), сложившиеся во Франции, стали моделью винного законодательства для других стран.
А началось все с истории вин Бордо и Бургундии. Коммерческая успешность и влиятельность этих регионов до сих пор задает тон всему мировому винному рынку и формирует стоимость коллекционных вин. Разберем на примере винного авторитета Бордо его влияние на ценообразование других вин.
Бордосские вина были важной частью французского экспорта уже в начале XIV века – в то время, когда коммерческое виноделие, к примеру, Нового Света даже не существовало.
В Бордо, а именно в субрегионах Медок и Грав, с 1855 года действует знаменитая пятиуровневая классификация Grand Cru Classe. Всего в эту систему входит 61 шато (шато – поместье с виноградником, где хранят традиции виноделия).
К первой категории – Premier Grand Cru Classe – относятся пять легендарных хозяйств: Château Haut-Brion, Château Lafite-Rothschild, Château Latour, Château Margaux и бунтарь Château Mouton Rothschild. Почему бунтарь? Потому что это редкий случай пересмотра классификации из-за упорства владельца: в число первых гран крю в 1855 году вошли четыре шато, а Mouton Rothschild присоединился к ним только в 1973-м. У каждого из пяти шато своя красивая история, великие урожаи, продажи акций, аристократический имидж и вес в винной истории.
На правом берегу Бордо, в Сент-Эмильоне, существует другая классификация – Cru Classe, принятая почти на сто лет позже, в 1954 году. В отличие от левобережной, эта классификация пересматривается каждые десять лет. В соответствии с ней к Grand Cru Classe относится 71 шато. Так же, как и на левом берегу, здесь есть свои шато – первые принцы, и на данный момент, после достаточно неожиданного пересмотра в 2022 году, из четырех хозяйств в высшей лиге осталось всего два: Château Pavie и Château Figeac.
Все эти производители, как первые, так и вторые, несмотря на уровень в классификации, подчиняются определенным правилам апелласьона и производят свои роскошные вина согласно им.
Вот уже почти двести лет вина Бордо и Бургундии, а за ними еще около десяти топовых винных регионов мира, задают финансовый тон и формируют цены The Liv-ex 100 Fine Wine Index, который иногда называют винной версией Standard & Poor`s 500.
Вина знаменитой первой пятерки левого берега Бордо всегда пользовались огромным спросом и продолжают это делать. Надо заметить, что вина-звезды правого берега – Château Ausone, Château Cheval Blanc, Château Angélus и Petrus (стоимость этого вина в зависимости от винтажа начинается от 1 млн тенге) – многими ценителями также считаются отличным объектом для винных инвестиций.
На винном рынке есть и пассажиры «второй палубы» Бордо, так называемые вторые-пятые вина, и они, в свою очередь, формируют следующую ступень ценообразования на винном рынке – как ориентир для других производителей.
Самой выгодной покупкой вин, которые всегда будут в тренде, считается приобретение вина на ранней стадии производства: En Primeur (до розлива по бутылкам) и post-en primeur (вино в бутылках с перспективой выдержки пять лет).
Система En Primeur (ан-примёр) существовала в Бордо очень давно, но развилась в период с конца 1940-х до начала 1960-х годов. Тогда большинство хозяйств в Бордо переживало непростые времена, а аванс наличными при покупке от негоциантов был не только ощутимой прибылью, но зачастую и возможностью избежать банкротства. В 1970-х из способа выживания эта система превратилась в структуру ценообразования и инвестирования. Если упростить, это продажа вина на этапе выдержки в бочках. Систему также называют «винными фьючерсами» или авансовой покупкой вина.
Сегодня En Primeur – важнейшее событие мира вина, которое формирует ценообразование на мировом рынке на следующие несколько лет. Объект сделки – вино текущего урожая, которое еще выдерживается в бочках. Таким образом, участники En Primeur инвестируют в вино по цене вполовину меньше окончательной. Частные винные инвесторы всего мира покупают вина по системе ан-примёр, хранят их на бондовых складах и затем реализуют на винных аукционах.