Под ограничения на выплату дивидендов могут попасть около семи казахстанских банков, которые имеют на своих балансах инструменты господдержки. Об этом в ходе пресс-брифинга сообщил заместитель председателя Агентства по регулированию и развитию финрынка (АРРФР) Олжас Кизатов.
«По нашим данным, около семи банков имеют на своем балансе инструменты господдержки, которые выражены в субординированных облигациях, предоставленных по льготным ставкам вознаграждения, а также в виде депозитов и вкладов, размещенных в банке, которые ранее были выданы в рамках оздоровления», – добавил Кизатов.
Эти семь банков, по его словам, должны будут получить согласие регулятора на выплату дивидендов после вступления в силу нормативного правового акта. Но уже с 1 января этого года в Казахстане уже начала действовать норма, ограничивающая выплату дивидендов для банков, сообщил спикер.
Он также ответил на вопросы о том, почему ограничения на выплату дивидендов не принимались ранее, а только после ситуации с Jusan. Зампредседателя АРРФР отметил, что все выплаты по дивидендам осуществлялись в рамках законодательства, которое до 2023 года предполагало ограничение только для банков, которые имели признаки финансовой неустойчивости или выплаты могли привести к отрицательному капиталу.
Ранее член комитета по финансам и бюджету мажилиса Канат Нуров обратил внимание, что прибыль Jusan Bank в 2019–2020 годах была «практически целиком сформирована за счет доходов от госпомощи». Это не помешало фининституту выплатить своим акционерам дивиденды в 2020 году на сумму 113,4 млрд тенге, а в 2021 году – еще на 113,85 млрд.
В начале года АРРФР опубликовало проект постановления, которое вводит новый механизм для выплаты дивидендов и проведение buyback для банков, для обеспечения финансовой устойчивости и оздоровления которых используются средства государственного бюджета, Нацфонда, Нацбанка и его «дочек».
Основные новеллы проекта включают возможность выплаты дивидендов только по согласованию с регулятором и при соблюдении нескольких условий. Однако недостаточно определенный перечень госсредств вызвал вопросы у Ассоциации финансистов Казахстана. Эксперты изучили документ и обратили внимание на ряд пробелов. Из-за них под ограничение на выплату дивидендов и проведение buyback могут попасть и банки, которые имеют на балансе обязательства в виде средств госбюджета, Нацфонда, Нацбанка, включая его дочерние компании, которые образовались в рамках обычной операционной деятельности и не связаны с оздоровлением конкретного банка.
Например, под эти требования могли попасть средства, полученные банками в рамках ипотечных программ, льготного автокредитования, а также деньги, полученные от госфондов «Байтерек» и «Самрук-Казына» на поддержку кредитования казахстанского бизнеса.
Исходя из этого, эксперты АФК предложили детально уточнить охват мер господдержки банков, поскольку это требование полностью запрещает возможность выплаты дивидендов и дополнительно устанавливает ограничение на распределение прибыли, не имеющей отношения к государственным средствам.
Олжас Кизатов пояснил, какие банки не попадут под ограничение на выплату дивидендов и проведение обратного выкупа.
«Программы поддержки экономики «Экономика простых вещей» и «Дорожная карта 2025» не относятся к мерам господдержки. Не все банки относятся к категории, которым оказана госпомощь и которым НПА ограничивают объем выплачиваемых дивидендов», – добавил он.
Опрошенные «Курсивом» банкиры оценили, кого могут затронуть изменения. В Нурбанке отметили, что из информации, доступной в открытых источниках, постановление затронет только банки, получившие государственную помощь.
«Это не коснется других игроков, которые развивают свой бизнес в рамках обычной операционной деятельности», – рассказали в Нурбанке.
Тем не менее в кредитной организации согласны, что необходимо понять саму методику: какие государственные средства под проект подпадают, сроки ограничений, как проводятся расчет и разделение доходов и т.д.
Опрошенные банкиры отметили, что изменения, предусмотренные новыми НПА, на них не скажутся.
«Kaspi не имеет каких-либо обязательств перед государством в рамках повышения финансовой устойчивости или иных подобных программ», – заявили в банке.
В Евразийском банке пояснили, что акционеры на протяжении многих лет традиционно отказываются от дивидендов и реинвестируют всю прибыль в развитие банка и пополнение капитала. Поэтому нововведения никак не затрагивают дивидендную политику Евразийского банка, добавили в фининституте.
Аналогичного мнения придерживаются и в Нурбанке, отметив, что, исходя из стратегии банка на три года, выплата дивидендов по простым акциям не планировалась. В связи с чем данные ограничения для банка некритичны, сообщили в пресс-службе.
Однако, подчеркнули там, эти ограничения не должны касаться привилегированных акций, поскольку характер этих ценных бумаг другой.
В ходе публичного обсуждения проекта было также опубликовано альтернативное мнение участников рынка. Они придерживаются позиции, что банки могут распределять прибыль только при соблюдении одного из двух условий: 1) если банк полностью вернет госсредства; 2) если полученные госденьги будут приведены к рыночным уровням.
«Считаем не соответствующим целям закона и формированию рыночной экономики наличие права распределять дивиденды при наличии государственной помощи, выданной на нерыночных условиях», – отмечается в документе.