Как Соцкодекс РК улучшит национальную систему соцобеспечения

Опубликовано
Shutterstock

Минтруда опубликовало последний вариант проекта Социального кодекса. В документе отражены важнейшие изменения и новые инструменты казахстанской системы соцобес­печения.

Социальный кодекс был разработан Министерством труда и социальной защиты населения (МТСЗН) РК. Указывается, что к работе над его созданием привлекались эксперты, при его разработке был изучен международный опыт, а за основу была взята структура Соцкодекса ЕС, но с учетом страновой специфики.

Введение кодекса, который был призван систематизировать все законодательство в сфере социального обеспечения (сейчас на этом поле работают 1 кодекс, 16 законов и более сотни подзаконных актов), должно сформировать «унифицированную систему социальной защиты, с едиными подходами, вне зависимости от места проживания человека» и повысить эффективность управления социальной сферой со стороны государства.

В Социальном кодексе установлены базовые социальные права казахстанцев, возникающие на всем жизненном пути человека и во всех сферах жизнедеятельности, в том числе минимальные социальные стандарты. В документе будут закреплены обязательства государства, работодателей и работников в социальной сфере.

Предлагается несколько инструментальных новаций. Первая – цифровая карта семьи (ЦКС), которая объединяет данные о 6,3 млн казахстанских семей, которые агрегируются из различных государственных информационных систем. ЦКС дает представление о таких метриках семьи, как уровень дохода, наличие движимого и недвижимого имущества, состав семьи, наличие кредитов. Исходя из этой информации госорганы сами могут предлагать наиболее уязвимым семьям различные меры господдержки. Как говорят чиновники, «в проактивном режиме». ЦКС начала работать до принятия Соцкодекса – с 1 января 2023 года.

В Соцкодексе РК зафиксирована модель инфраструктуры поддержки людей с инвалидностью: через портал соцуслуг они должны получить упрощенный доступ к средствам реабилитации, санаторным и иным услугам. В систему поддержки таких людей будут официально вовлечены члены их семей (как индивидуальные помощники).

Кодексом регулируется так называемая платформенная занятость, и люди, работающие на сервисы такси и доставок, получат защиту от реализации социальных рисков и поддержку. Также государство идет на снижение уровня обязательных социальных страховых выплат для малого бизнеса.

В проекте кодекса предусмат­ривается развитие национальной системы квалификаций и внедрение системы сертификации, ключевым итогом этих новаций будет снижение предъявляемых ограничений по требованию стажа при приеме на работу, что особенно актуально для молодежи.

Большой блок касается пенсионного обеспечения. Норма максимального дохода, из которого рассчитывается базовая пенсия, увеличивается с 46 до 55 МРП, или 70% от средней зарплаты. Вкладчикам ЕНПФ подтвердят их право на передачу до 50% накоп­лений частным управляющим.

Проект Соцкодекса – а лучше сказать, фундамент отечественной системы соцобеспечения – ранее критиковали эксперты. Ключевым показателем для расчета выплат в РК, как и прежде, остается МРП – показатель, не в полной мере учитывающий инфляцию. Размер части выплат неадекватен уровню затрат. Например, несмотря на увеличение ставки пособия по уходу за ребенком, она остается объективно низкой (на 2023 год – около 20 тыс. тенге на первого ребенка) и не учитывает реального объема затрат.

Критики также предлагали совершенствовать методику расчета уровня бедности, однако в госорганах предлагают эти методики не менять, ссылаясь на скромные возможности государственных финансов.

Эксперты также призывали учитывать новые социальные реалии. Хотя в Казахстане становится все больше детей, рожденных вне брака, в нормативных документах страны отсутствует понятие «мать-одиночка». Вероятнее всего, данный факт связан с тем, что в рамках кодекса планируется «переход от поддержки отдельных уязвимых категорий граждан к созданию базовых условий для укрепления и развития казахстанской семьи».

В кодексе не учитываются рис­ки и угрозы в социальной сфере, а также отдельно возможные риски при реализации Социального кодекса, и, соответственно, отсутствуют стратегии управления рисками.

Одной из рекомендаций международных экспертов в отношении Социального кодекса являлось внедрение кейс-менеджмента в сфере социальной защиты как основного подхода при оказании социальных услуг. В предлагаемой схеме ЦКС как основного элемента Социального кодекса выпадают такие традиционные для кейс-менедж­мента ключевые стадии, как вхождение в контакт. У МТСЗН должно быть четкое понимание, насколько высока будет достижимость граждан посредством SMS: пилотный проект, который был оценен как демонстрирующий позитивный результат, показал обратную связь не более четверти от общего числа граждан, которым было отправлено сообщение для получения согласия на оказание государственных услуг.

С определением возможностей и потребностей клиента тоже есть вопросы. Нельзя игнорировать и стадии мониторинга/оценки, а также разработку индикаторов, которые бы давали понимание, что помощь может считаться выполненной, четкое понимание достижения желаемого эффекта. Непонятно, в какой момент считать выполненной, например, одну из заявленных целей поддержки – выход семьи из состояния нуждаемости.

Читайте также