Казахстанцы смотрят в будущее с осторожным пессимизмом

Опубликовано
Фото: Shutterstock/shuttle

В феврале индекс потребительской уверенности жителей Казахстана остался на январском уровне – 99,8 пункта. Композитный индикатор по-прежнему находится в пределах пессимистичной зоны – свидетельствуют результаты ежемесячного исследования Kursiv Research.

Снова ниже ста

Центр социологических исследований издания «Курсив» продолжает изучать индекс потребительской уверенности (CCI) жителей Казахстана. По итогам февральского опроса этот показатель сохранился в прежнем значении, хотя субиндексы незначительно изменились. На фоне укрепления тенге люди стали лучше оценивать собственные экономические перспективы – индекс ожидаемых изменений личного материального положения вырос на 1,3 пункта. При этом казахстанцы посчитали февраль менее подходящим для больших трат – индекс благоприятности условий для крупных покупок снизился на 2,1 пункта.

Индекс потребительской уверенности женщин за месяц увеличился на 1,5 пункта, по-прежнему оставаясь в пессимистичной зоне (99,5). Индекс CCI среди мужчин, напротив, потерял 1,6 пункта, вплотную приблизившись к средней отметке (100,1).

Наиболее оптимистичными потребителями остается молодежь в возрасте до 30 лет (113,4), хотя самое значительное снижение индекса отмечено именно в этой возрастной группе (–2,7). Наоборот, наибольший рост положительных оценок за месяц отмечен у жителей старше 59 лет (+1,8). В результате индекс CCI среди пенсионеров (91,2) в феврале оказался выше, чем среди людей предпенсионного возраста (90,9). Возрастная граница негативных оценок по-прежнему ярко выражена – пессимизм значительно более свойствен людям старше 45 лет.

Самое высокое значение индекса потребительской уверенности в феврале зафиксировано в Туркестанской области (111), здесь индикатор вырос на 6,5 пункта. Еще больший рост индекса отмечен в Актюбинской области – плюс 8,6 пункта.

Самое низкое абсолютное значение – в Восточно-Казахстанской области (85,1), за месяц индекс CCI снизился здесь на 3,8 пункта. Самое сильное снижение по итогам февраля произошло в Северо-Казахстанской области (–11 пунктов).

Основными факторами потребительского пессимизма казахстанцы вновь называют финансовые трудности (24%), а также инфляцию, рост цен и тарифов (14%). Помимо этих регулярно отмечаемых мотивов снижения потребительской уверенности в феврале респонденты также активнее предлагали свои варианты (13%). На фоне мощного землетрясения в Турции особое беспокойство вызывали природные катаклизмы, погодные явления, а также проблемы, связанные с развитием городов и сел.

Деньги дешевеют

По данным Нацбанка Казахстана, годовая инфляция в январе составила 20,7%. Цены на продовольственные товары за год выросли на 25,7% (+0,4% за месяц), на непродовольственные товары – на 20,2% (+0,8% за месяц), на платные услуги – на 14,2% (+0,1% за месяц).

В феврале большинство рес­пондентов продолжали фиксировать быстрый рост цен. Подорожание товаров и услуг за прошедший месяц больше заметили женщины (68%), чем мужчины (56%). Среди возрастных групп рост цен чаще отмечают участники опроса от 30 лет и старше (62–66%). Подорожание жизни более чувствительно для людей с доходом менее 120 000 тенге в месяц (65–67%). Резкое подорожание жизни по итогам месяца особо отметили в Мангистауской области (76%).

Похожая картина наблюдается и в случае с повышением цен за прошедший год. Наиболее остро годовая инфляция ощущается в Абайской (79%), Восточно-Казахстанской (78,7%), Карагандинской (78,6%) областях, а также в городе Алматы (78,9%).

Потребительская умеренность

При этом ожидания относительно роста цен как в следующем месяце, так и в следующем году умеренные. Быстрого повышения цен по итогам ближайшего месяца ждут 19,6% опрошенных, тогда как 34,4% считают, что цены будут расти так же, как обычно. В ближайший год резкого подорожания жизни ожидают 21,4%, при этом 39,1% придерживаются умеренного сценария.

Считается, что респонденты строят свои прогнозы, ориентируясь на уровень инфляции по итогам предыдущего месяца, в нашем случае – января 2023 года. Если инфляция была высокой, считается, что ответы «Цены останутся такими же» предполагают более высокие темпы инфляции в будущем, чем аналогичные ответы при низком уровне текущей инфляции. Согласно расчетам, квантифицированная оценка ожидаемого уровня годовой инфляции в феврале составила 19,6%, что немного выше, чем в январе (19,3%). Этот рост стал следствием роста фактического уровня инфляции с 20,3% в декабре 2022 до 20,7% в январе 2023 года.

Наибольшего подорожания жизни по итогам ближайшего года ожидают в Мангистауской и Актюбинской областях: в том, что цены будут расти быстрее обычного, там уверены 31,8 и 31,7% жителей соответственно. Резкий рост цен в ближайший месяц больше всего ожидают в Северо-Казахстанской области, пессимистичные ожидания здесь демонстрирует каждый четвертый респондент.

Счастье есть. И пить

Казахстанцы традиционно остро ощущают рост цен на продовольственные товары первой необходимости. Участники опроса отмечают подорожание молока и молочных продуктов, мяса и птицы, хлеба и хлебобулочных изделий. Заметен рост цен на сахар и соль, крупы и макаронные изделия. Медианная оценка ожидаемой инфляции осталась на уровне января – 20%.

Лидером подорожания в феврале стали фрукты и овощи – рост цен в этой категории отметили 47% опрошенных, что на 9% больше, чем было в январе.

Тенге укрепил уверенность

Февраль прошел под знаком укрепления тенге по отношению к доллару: за 28 дней курс американской валюты снизился на 11,37 тенге. На этом фоне число людей, считающих, что через год доллар будет стоить дороже, чем сейчас, уменьшилось на 0,8% – впервые за три месяца показатель опустился ниже отметки 49% (до 48,9%). Доля тех, кто считает, что курс американской валюты не вырастет, наоборот, увеличилась на 1,4% (до 21%).

Причем максимальное изменение оценок перспектив доллара в феврале отмечено среди самой старшей возрастной категории респондентов (60+): в то, что через год его курс вырастет, стали верить на 5,8% пенсионеров меньше. Напротив, число считающих, что валюта США останется на прежнем уровне, в этой возрастной категории увеличилось на 7,3%.

В целом в возможности роста доллара по-прежнему больше верят молодые люди в возрасте до 30 лет (61%), повышательные настроения снижаются с увеличением возраста респондентов. Роста курса доллара чаще ожидают мужчины (52%), чем женщины (46%).

В региональном разрезе роста резервной валюты США больше ожидают в крупных городах Казахстана, таких как Алматы (54,4%), Астана (60%) и Шымкент (56,7%), а также в Алматинской, Атырауской, Жетысуской и Кызылординской областях (51–55%).

Индекс наоборот

Индекс ожидания безработицы находится в обратной зависимости от страха безработицы в обществе. В феврале этот индикатор снизился на 2,7 пункта, до 77,0. Это говорит об актуализации проблемы занятости. Безработицы больше боятся мужчины и люди предпенсионного возраста (от 45 до 59 лет). 46% граждан этой возрастной категории считают, что через год безработных станет больше.

По регионам наибольшие опасения потеря заработка вызывает у жителей Атырауской (56%) и Мангистауской (53%) областей. Основу экономики обоих регионов составляет нефтедобыча.

Занимать или вкладывать

Индекс потребительской уверенности в значительной степени зависит от готовности респондентов брать кредиты и делать вклады в банках.

По итогам февраля индекс кредитного оптимизма жителей Казахстана незначительно вырос – на 0,5 пункта по сравнению с январем. Более других готовность занимать деньги демонстрируют жители Шымкента (39,1). Самый низкий индекс кредитного оптимизма зафиксирован в Мангистау­ской области (23,3).

Индекс депозитного оптимизма за месяц, наоборот, снизился на 1,5 пункта – с 50 в январе до 48,5 в феврале. Самый высокий показатель индекса зафиксирован в Улытауской области (54,8), самый низкий – в Туркестанской области (42,8).

Приметы февраля

В феврале ключевые макроэкономические индексы не претерпели существенных изменений. Оценки остаются стабильными, а потребительские настроения жителей Казахстана сохраняют пессимистический уклон. Причина тому – традиционные для рес­публики социально-экономические проблемы и высокие темпы инфляции. Кроме того, февральский опрос Kursiv Research выявил рост опасений, связанных с природными катаклизмами и проблемами урбанизации.

В результате февральского укрепления тенге отмечено незначительное увеличение оптимизма в отношении перспектив национальной валюты, прежде всего среди респондентов старшего возраста. Насколько долговременна эта тенденция, покажет дальнейшая динамика валютных курсов и новые ежемесячные исследования макроэкономических индексов. Kursiv Research продолжит следить за изменением потребительских настроений жителей Казахстана.

Исследование Kursiv Research в феврале прошло во всех регионах Республики Казахстан. Участие в телефонном опросе (CATI) приняли 3600 респондентов. Результаты исследования репрезентативны по полу, возрасту, уровню доходов и региону проживания респондентов.

Материал подготовлен Центром социологических исследований Kursiv Research

Читайте также