При дефиците новых авто прогнозировался рост продаж на «вторичке». Однако этого не случилось, число повторно поставленных на учет машин в РК за прошедший год сократилось почти на 20%. Почему так произошло – в материале «Курсива».
Базара нет
В воскресный день на крупнейшем алматинском авторынке «Барыс» немноголюдно. Продавцы дремлют в своих авто, а покупатели лениво бродят между рядами. Сеит приехал на авторынок, чтобы продать свой Volkswagen Passat 1994 года выпуска за 2,5 млн тенге, но, похоже, зря.
«Базар вообще «мертвый». Мы здесь впервые. Жалеем, что приехали. С утра стоим – не можем продать», – говорит он. На вопрос корреспондента «Курсива», не завышена ли цена его авто, Сеит отвечает: «Не думаю. У тех, кто рядом с нами стоит, то же самое. Среди моих соседей никто еще ничего не продал».
В отличие от Сеита, который приехал на «Барыс» буквально на день, другой продавец, Александр, торгует на авторынке с середины нулевых. И он тоже удивлен спадом покупательской активности.
«За три месяца продал только одну машину. В прошлом году за это же время минимум шесть машин продал. Я думал, что с приходом тепла торговля «пойдет», но пока не вижу, что стало лучше. На базаре люди есть, но толку от них нет: они ходят, смотрят, но конкретных предложений не делают. За весь день отсюда ни одна машина не уехала», – говорит перекупщик со стажем. По словам Александра, даже «народная» Toyota не продается так, как раньше.
Статистика самой крупной платформы для продажи и покупки автомобилей в Казахстане kolesa.kz показывает, что бума на вторичке не было и в прошлом году: количество объявлений, размещенных на платформе в 2022 году, увеличилось не более чем на 2% относительно 2021 года. Количество активно просматриваемых объявлений в сутки в 2022 году было больше примерно на 15%.
«У меня в «Колесах» два-три объявления сейчас висят, но и там нет активности. Четыре-пять
звонков в неделю, один-два человека за месяц могут приехать и посмотреть авто. Начиная с этой зимы стоит тишина», – говорит Александр.
Ситуация на рынке «Барыс» отражает нисходящий тренд, проявившийся еще в 2022 году. По данным Ассоциации автомобильного бизнеса Казахстана (АКАБ), в прошлом году на вторичном рынке продали на 18,7% меньше авто, чем в 2021 году (912 тыс. и 1,1 млн машин соответственно). При подсчете ассоциация учитывала все легковые автомобили, поставленные на вторичный учет в республике, а также те машины, которые в Казахстане зарегистрированы впервые, но ранее эксплуатировались в других странах (то есть б/у автомобили из-за рубежа).
Все новое – хорошо подорожавшее старое
Одна из причин снижения продаж на вторичном рынке – резкий рост стоимости подержанных машин. Из-за проблем с поставками в прошлом году значительно просели продажи новых авто ряда брендов, особенно европейских. Возникший дефицит у дилеров увеличил спрос на вторичном рынке и, соответственно, – цену.
Первую четверку подорожавших за год авто заняли «немцы». Средняя цена на подержанные авто бренда Mercedes-Benz стала выше на 221%, BMW – на 158%, Audi – на 107%, Volkswagen – на 100%. В среднем по рынку за 2022 год бывшие в употреблении автомобили подорожали более чем на 60% (по медиане – на 50%), сообщили «Курсиву» в АКАБ.
«Удорожание автомобилей на вторичном рынке в 2022 году связано с отсутствием новых автомашин на стоках автомобильных дилеров, ростом цен на новые машины и колебанием курса тенге», – комментирует ситуацию глава компании Orbis Auto Динара Искакова.
Цены выросли не только на те подержанные авто, которыми можно было заменить отсутствие нового поступления в салонах, но и на машины давно «не первой свежести». «Год назад Honda Odyssey 2000 года с казахстанскими номерами стоила около 3 млн, сейчас в районе 4 млн. Ей уже 20 лет, а она все равно не дешевеет – «япошка» же!», – гордо рекламирует свой автомобиль Абибола, еще одинпродавец с «Барыса». Его коллега по базару обращает внимание на другое авто: «Вот смотри – такой Mercedes «лупарь» (E-Class в кузовах W210 и W211 – «Курсив») из 90-х еще полгода назад стоил 3,5 млн, сейчас стоит 5,5 млн». Торговцы подержанными автомобилями объясняют подорожание просто: «Был бы «свежак», цены бы другие были. С каждым годом все хуже и хуже. Машины стареют, а ничего нового сюда почти не завозят». Из-за введения высоких пошлин на ввоз иностранных авто уже более 10 лет авторынок фактически изолирован от новых поступлений и состав его практически не меняется (проданные в республике новые автомобили, которые постепенно поступают на вторичный рынок, влияют на него незначительно).
«Ввоз подержанных автомобилей в страну на низком уровне из-за диких «оброков» (таможня, НДС, первичная регистрация, утилизационный сбор), рынок «варится в собственном соку» и количество хороших подержанных автомобилей неуклонно снижается – уже завезенные стареют, а нового ввоза крайне мало», – говорит председатель Независимого автомобильного союза (НАС) Эдуард Эдоков. «Автомобилей в хорошем состоянии становится все меньше, соответственно, при стабильном спросе цена на них растет», – добавляет он.
Ограничение по возрасту
«Свежака» на отечественном вторичном авторынке действительно мало. Большую часть ассортимента автопродавцы на своем жаргоне называют «шрот» – фактически речь идет об уже отработавших свое машинах. По данным АКАБ, половина проданных в 2022 году на вторичном рынке автомобилей была старше 20 лет. Еще около 30% – это авто в возрасте от 10 до 20 лет. Продажи авто до трех лет составили не более 7%. На площадке kolesa.kz средний возраст продаваемых б/у авто в 2022 году равнялся 16,7 лет. По статистике на начало 2023 года половина всех зарегистрированных в Казахстане «легковушек» была старше 20 лет.
При таком состоянии автопарка казахстанский вторичный рынок просто не смог ничего предложить взамен ставших дефицитными новых автомобилей. К тому же и без того скудный автопарк в 2022 году проредили покупатели из России.
«Россияне хорошо брали авто в прошлом году. В основном машины с минимальным пробегом, которым два-три года. Предпочитали «корейцев» – Hyundai, KIA, были и Toyota, но представительского класса – Camry 70 или 75», – рассказывает Александр. Среди его покупателей в прошлом году практически каждый второй был гражданином РФ.
Доплата за сервис
В плюсе из сложившейся ситуации смогли выйти автосалоны, реализующие машины с пробегом. Даже несмотря на то, что цена в автосалоне на подержанную машину в среднем немного выше, чем на аналогичный автомобиль «с рук», отдельные игроки – например, Mycar и Orbis, – заявляют об увеличении своих продаж б/у авто в прошлом году. Автомобильная группа Orbis Auto в 2022 году реализовала 6,5 тыс. авто с пробегом, что на 2 тыс. больше, чем годом ранее. Автоцентр Mycar увеличил продажи с 13,4 тыс. в 2021 году до 14 тыс. в 2022 году.
«Увеличение продаж автомобилей в дилерских центрах связано с тем, что в последнее время гораздо активнее стала работать программа trade-in. Люди перестали бояться приобретать автомобили с пробегом через дилерские центры различных брендов – и это ощутимый прогресс. Кроме того, клиенты также активно сдают свои автомобили в trade-in и приобретают новые здесь же, в официальных дилерских центрах. К тому же, сейчас работает множество программ экономической поддержки, начиная от автокредитования, заканчивая рассрочкой», – прокомментировали в компании Mycar. Большая часть авто с пробегом – 75% – в их центрах была реализована в кредит, 25% – по программе trade-in.
Прозрачную схему покупки автосалоны называют еще одним своим конкурентным преимуществом перед авторынком. Предложение на подержанные авто в салонах в большинстве своем качественно лучше: машины, как правило, с небольшим пробегом и без сомнительного прошлого. Но доля продаж таких центров от общего объема вторички пока остается мизерной.