Как воздух и неубранную кровать продали за тысячи евро и миллионы долларов

Опубликовано
Инсталляция «Моя кровать» Трейси Эмин в галерее Tate (Лондон). Фото: © Tracey Emin

На аукцион Sotheby’s в Нью-Йорке выставили бриллиант Eternal Pink. Главная особенность лота: самая высокая на сегодняшний день предпродажная оценка за карат не только для бриллиантов, но и для всех драгоценных камней. $35 млн за 10,57 карата – такую сумму назвали специалисты аукционного дома.

Но что такое $35 млн за розовый бриллиант по сравнению с $43,8 за синий холст с голубой вертикальной полосой? Именно так выглядит картина экспрессиониста из Нью-Йорка Барнетта Ньюмана, 10 лет назад ушедшая с молотка на том же Sotheby’s. И это не самое странное произведение искусства, проданное за бешеные деньги. Как показывает опыт аукционов, люди охотно тратят деньги на воздух, писсуары и грязные кровати. Главное – доказать, что это не просто вышеназванные предметы, а шедевры концептуального искусства. Рассказываем.

Арт-объект «Фонтан»

  • Автор: Марсель Дюшан (Франция, США)
  • Аукцион: Sotheby’s
  • Год продажи: 1999
  • Стоимость: $1,7 млн

В 2004 году британское издание Daily Telegraph проводило опрос среди самых влиятельных профессионалов в сфере искусства в Соединенном Королевстве. Цель – выбрать пять главных произведений XX века, которые изменили мировое искусство и оказали решающее влияние на его развитие. В список, вполне ожидаемо, вошли диптих Энди Уорхолла «Мэрилин», «Красная комната» Анри Матисса, две картины Пабло Пикассо – «Авиньонские девицы» и «Герника». Неожиданным стало пятое произведение – так называемый реди-мейд Марселя Дюшана «Фонтан».

Если называть вещи своими именами, это просто писсуар с надписью «R.Mutt» (Р. Дурак).
Этот шедевр и стал первым по результатам голосования, набрав 64% голосов и опередив «Авиньонских девиц» Пикассо.

«Фонтан» был создан в 1917 году для выставки Общества независимых художников, но члены совета Общества не позволят его выставить, так сформулировав причину: «Это не искусство». Дюшан слышал эту фразу много раз, начиная с 1913 года, сначала – в родной Франции, когда он, в поисках новых форм искусства, решает, что художник не обязан создавать что-то новое – можно пользоваться уже готовыми объектами, ведь главное в искусстве – мысль. Он первым использовал термин ready-made («готовые вещи») применительно к изобразительному искусству: брал бытовые предметы – велосипедное колесо, сушилку для бутылок и др. – ставил на них свою подпись и заставлял зрителя думать о заложенных в эти объекты новых смыслах.

Он говорил: «Полагаю, что художник не знает, что он делает, я придаю большее значение зрителю, он творец искусства».

В 1915 году Марсель Дюшан приехал в Нью-Йорк, и именно там был сделан «Фонтан» — главное произведение не только Дюшана, но и всего XX века. Есть разные версии его создания: согласно одной, художник заметил писсуар в витрине магазина сантехники на Пятой авеню, по второй – ему подарила его подруга. Но Дюшан отрицал, что у него были соавторы, и, в любом случае, это он придумал перевернуть писсуар на 90 градусов – так, что его нельзя было использовать по прямому назначению, написал на нем «дурак» и назвал «Фонтаном».

Это была вполне сознательная провокация, и она удалась: несмотря на то, что арт-объект не допустили к участию к выставке, он очень быстро стал знаменитым. Его сфотографировал в своей студии знаменитый фотограф и мецент Альфред Стиглиц, выбрав в качестве фона картину Хартли Марсдена «Войны». Фото было опубликовано, как и письмо Дюшана о ситуации с выставкой. В этом письме он сформулировал свою идею: может ли уже готовая вещь (ready-made), выбранная художником, являться произведением искусства? И если нет, то почему? Ведь художник ее выбрал…

Несмотря на весь этот шум вокруг «Фонтана», его оригинал пропал. Позже, в 1950-1960-х годах, когда интерес к ready-made будет намного больше, Дюшан сделает несколько копий – сегодня они хранятся в частных коллекциях и в музеях.

В ноябре 1999 года одна из копий «Фонтана» была продана на аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке за $1,763 млн. После этих торгов многие издания цитировали знаменитую фразу Марселя Дюшана:
«Я швырнул им в лицо писсуар, а они восхищаются его эстетическим совершенством».

Инсталляция «Моя кровать»

  • Автор: Трейси Эмин (Великобритания)
  • Аукцион: Christie’s
  • Год продажи: 2014
  • Стоимость: $4,3 млн

Трейси Эмин, британская художница турецко-цыганского происхождения, начинала как живописец, но скоро обнаружила, что у нее прекрасно получается делать перфоманс из своей личной жизни.

Сначала это был проект «Моя главная ретроспектива», где она представила фотографии своих картин (к тому времени уничтоженных), и собственные личные, даже интимные вещи. Потом – работа «Все, с кем я спала в 1965-1995»: художница написала имена тех, кто так или иначе оставил след в ее жизни, на стенах обычной походной палатки. И кульминацией этой демонстрации себя и своих проблем стала инсталляция «Моя кровать» — настоящая кровать Трейси с несвежими простынями, вокруг которой валялись пустые пачки сигарет, бутылки из-под водки, использованные презервативы – этот неприятный список можно продолжить. Художница пояснила, что так выглядела ее кровать после того как она, не вставая, провела в ней несколько дней: у нее была депрессия из-за проблем в личной жизни.

Трейси Эмин со своей работой «Моя кровать». Фото: Rob Stothard/Getty Images

Понятно, что такое произведение не могло вызвать однозначную реакцию, но, несмотря на противоречивые оценки, в 1999 году Трейси Эмин присудили премию Тернера (одна из самых престижных наград в области современного искусства), и она была выставлена в Tate Gallery.

Вскоре «кровать» приобрел за 150 тысяч фунтов ($252 тыс.) миллиардер Чарльз Саатчи – он поддерживал группу Young British Artists («Молодые британские художники»), где Трейси Эмин — одна из главных участниц. Впрочем, через 14 лет оказалось, что покупка «Моей кровати» — это не только и не столько щедрый жест мецената, но и хорошее бизнес-вложение: в 2014 году инсталляция была продана на аукционе Christie’s в Лондоне за $4,3 млн (2,5 млн фунтов стерлингов). Покупателем стал арт-дилер и основатель лондонской галереи «Белый куб» Джей Джоплинг. Значит, возможно, это не последняя продажа скандальной инсталляции.

Скульптура «Я есть»

  • Автор: Сальваторе Гарау (Италия)
  • Аукцион: Art-Rite
  • Год продажи: 2021
  • Стоимость: 15 тысяч евро

«Вы не можете увидеть скульптуру, но она есть. Она создана из пространства, мыслей и энергии», — процитировал итальянский новостной телеканал Italy 24 News слова художника Сальваторе Гарау после того, как его невидимая скульптура ушла с молотка за 15 тысяч евро. Все было серьезно: цена продажи произведения искусства в 2,5 раза превысила оценочную стоимость, а желающих приобрести предупреждали, что оно может находиться только в частном доме, и для его размещения необходимо достаточно большое пространство, потому что размер скульптуры 1,5 на 1,5 метра. Лучше всего вообще поставить ее на открытом воздухе и не на проходе, — уточнил художник.

К невидимому произведению прилагается вполне материальный сертификат, который подтверждает право владения.

«Итог торгов свидетельствует о том, что пустота – это не что иное, как пространство, полное энергии, — сказал Сальваторе Гарау после аукциона. — Даже если мы опустошим его, и ничего не останется, согласно принципу неопределенности Гейнзберга, ничто имеет вес».

И этот вес вполне ощутим – 15 тысяч евро.

Впрочем, итальянский художник уверяет, что его невидимые скульптуры имеют не только финансовую, но и историческую ценность. Например, таковой, по мнению Гарау, является его работа «Будда в созерцании», которую он представил в 2020 году на площади Пьяцца делла Скала в Милане. Чтобы никто из непосвященных прохожих ненароком не снес невидимое произведение искусства, на брусчатке лентами выложили квадрат.

Читайте также