АЗРК отмечает рост госмонополий в Казахстане

Опубликовано
Антимонопольные ведомство отмечает рост монополизации в Казахстане / Kursiv.media

Участие государства в казахстанском бизнесе значительно расширяется, хотя должно сокращаться, заявил глава Агентства по защите и развитию конкуренции (АЗРК) Марат Омаров на IX Евразийском антимонопольном форуме в Алматы. По его словам, госкомпании в Казахстане сейчас ведут деятельность даже в тех сферах, где государство исторически не присутствовало.

Единственным решением в сложившейся ситуации АЗРК считает форсированную приватизацию госактивов и передачу их в конкурентную среду. Агентство ежегодно направляет предложения в правительство, но список уменьшается с каждым годом — это уже третья волна приватизации и, возможно, последний шанс построить реальную рыночную экономику, отмечают в антимонопольном ведомстве.

Рынок телекоммуникаций

В АЗРК называют «продажей государства самому себе» результаты прошедших в конце 2022 года аукционов на право пользования частотами 5G, по итогам которых все выставленные на торги перспективные диапазоны частот достались операторам государственного Казахтелекома. 

По оценке агентства, доля государства на казахстанском телеком-рынке увеличилась до 75%. При этом монополизация повлекла за собой рост цен и снижение качества услуг. В качестве примера антимонопольное ведомство приводит входящего в Казахтелеком оператора Altel, который в марте поднял вдвое стоимость минуты разговора и SMS.

«Отсутствие свободного радиочастотного спектра и экономические барьеры снижают перспективу восстановления конкурентного рынка сотовой связи. У правительства имеются планы по выделению одного сотового оператора, но пока реального механизма по его реализации, к сожалению, нет», — отмечают в АЗРК.

Авиаперевозки

На рынке авиаперевозок в Казахстане спрос и предложение полностью контролируют национальный авиаперевозчик Air Astana и аффилированные с ним компании, считает АЗРК. По мнению ведомства, доминирование группы госкомпаний в сфере авиаперевозок снижает стимулы для ценовой конкуренции и оптимизации расходов, что приводит к систематическим задержкам авиарейсов и росту цен.

«Применяемое динамическое ценообразование, не работает на монопольных рынках. Есть кейсы, где максимальный тариф авиакомпании превышает минимальный по одному и тому же маршруту в 4,5 раза — 67,7 тыс. тенге против 14,7 тыс. тенге. Поэтому в текущих условиях рассматривается вопрос об усилении режима «Открытое небо» для доступа на рынок новых авиаперевозчиков», — говорится в материалах к выступлению главы АЗРК.

Air Astana была внесена в приватизационный список еще в 2011 году, но ее листинг до сих пор не состоялся. На встрече с президентом Казахстана Касым-Жомартом Токаевым в январе 2023 года глава авиакомпании Питер Фостер назвал новую дату предполагаемого IPO – 2024 год. Прежде в качестве таких дат назывались 2016, 2017, 2018, 2019, 2020, 2022 и 2023 год. Также руководство Air Astana выступает против предложений отделить от авиакомпании ее подразделение-лоукостер FlyArystan для последующей приватизации. По словам Фостера, FlyArystan будет способен работать самостоятельно не раньше 2024 года, когда у перевозчика будет 20–25 самолетов.

 Железнодорожные перевозки

Национальный перевозчик грузов «КТЖ — Грузовые перевозки» занимает более 95%  рынка железнодорожных грузоперевозок в стране. При этом не находят поддержки предложения отделить от КТЖ (национальный оператор железнодорожной инфраструктуры) ее «дочку» и обеспечить равный доступ частных перевозчиков к инфраструктуре, хотя это могло бы стать основой для создания реально конкурентного рынка ж/д перевозок, сообщается в материалах к выступлению главы антимонопольного ведомства.


«Оператором магистральных путей предоставлен ряд преимуществ своим компаниям, что создает неравные условия для других. Тарифы на магистральную железную дорогу растут. Идет тотальное навязывание своих подведомственных компаний», — заявляют в АЗРК.

Агентство отмечает, что «правила желтых страниц» (госпредприятия могут действовать только там, где отсутствует иная возможность обеспечить нацбезопасность. — «Курсив»), которых Казахстан вызвался придерживаться несколько лет назад, для КТЖ уже не срабатывают.

В АЗРК напоминают, что по закону госкомпании должны согласовывать с антимонопольным ведомством расширение или изменение осуществляемых ими видов деятельности, но не делают этого. В том числе КТЖ, по данным агентства, согласовало с антимонопольным органом лишь 83 из 300 видов деятельности (28%).

Рынок ГСМ

80% оптового рынка ГСМ в Казахстане контролирует государственный «КазМунайГаз», который доминирует в нефтяной отрасли от добычи до реализации ГСМ. Рынок ГСМ в Казахстане, где по-прежнему присутствует дефицит, характеризуется практически полной монополизацией, неэффективным управлением, высокими ценами и проблемами с доступом к ресурсам, заявляют в АЗРК.

В ведомстве отмечают, что для обеспечения прозрачного и недискриминационного распределения ресурсов «КазМунайГаза» будут приняты правила равного доступа к ключевой мощности с условиями принятия и отбора заявок, запланировано увеличение биржевых торгов. Кроме того, в связи с усилением рисков ограничения доступа к переработке нефти планируется  принятие правил доступа к инфраструктуре.

Другие отрасли

Высокую степень монополизации АЗРК также отмечает на рынке ипотечного кредитования, где доля государственного Отбасы банка превысила 60% благодаря  преимущественному доступу к бюджетному финансированию и действующему в Казахстане запрету на участие коммерческих банков в системе жилищных сбережений.

На рынке фармпрепаратов, где присутствует госоператор в лице «СК-Фармация», происходит тотальное государственное регулирование цен на лекарства, наблюдается неравный доступ и картелизация. АЗРК инициировал поэтапное дерегулирование рынка, которое должно завершиться в 2025 году.

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев на встрече с главами иностранных дипломатических миссий в ноябре 2022 года назвал демонополизацию экономики Казахстана национальным приоритетом и заявил, что принятый Казахстаном новый экономический курс направлен на построение свободной рыночной экономики.

Читайте также