Председатель президиума казахстанской ассоциации «Прозрачный тариф» Петр Своик заявил, что в случае строительства новой станции с использованием газотурбинных технологий на ТЭЦ-2 в Алматы цены для энергосбытовых компаний на электроэнергию, производимую холдингом «Алматы Электрические Станции» (АлЭС), нужно поднимать «немедленно и весьма существенно». По его расчетам, стоимость должна быть не менее 100 тенге кВт-ч (сейчас 11,27 тенге). Об этом он рассказал на заседании общественного совета «Самрук-Энерго», сообщает корреспондент «Курсива».
Строительство новой станции с использованием газотурбинных технологий планируется начать в августе 2023 года, после того как будет определен подрядчик. По словам Своика, чтобы реализовать этот проект, необходимо поднять цены на электроэнергию, производимую АлЭС, почти в 10 раз.
«Стартовая стоимость проекта – от 300 млрд тенге. Выработка электроэнергии на старой ТЭЦ-2 – 300 млрд. 300 млрд делим на 3 и получаем 100 тенге за кВт-ч. Их можно распределять по годам на весь Казахстан. Пока не поздно, надо элементарно попросить МИИР направить проектировщикам запрос о том, возможен ли перевод действующих котлов на газ и какие для этого нужны условия», – заявил Своик.
Он предлагает делить цены по всей цепочке от электростанции до потребителя на постоянную часть – плату за готовность нести нагрузку, и переменную – плату по счетчикам. Также, по его словам, нужно переходить на «внетарифное инвестирование» – средства ЕНПФ и целевые госкредиты.
«В действующей модели рынка это не решается. Если инвестировать только за счет тарифа [имеются в виду цены на электроэнергию], будет высокий износ электростанций и сетей. Финансирование через тариф очень сильно в последние годы отстает от динамики инфляции. Надо выносить вопрос на уровень правительства и парламента. Если этого не сделать, то нам придется повышать тарифы до уровня совершенно недостаточного для энергетиков и более чем нетерпимого для потребителей. Лучше решить вопрос радикально и сразу», – подчеркнул Петр Своик.
Председатель правления «Самрук-Энерго» Серик Тютебаев оправдывает затраты на строительство газотурбинной станции на ТЭЦ-2 тем, что при длительном жизненном цикле нового объекта тарифы для конечного потребителя будут ниже в два раза. Он объяснил, что вариант с заменой котлов газовыми турбинами не подошел, так как там было множество техспецусловий, на преодоление которых было потрачено два года.
«По переводу существующих станций остались бы удельные расходы по 400–440 грамм. А цена газа растет. При длительном жизненном цикле новая станция, с которой удельный расход (удельный расход электроэнергии измеряется в киловатт-часах на единицу продукции) в два раза меньше, в конечном итоге, обойдется дешевле для конечного потребителя. И снижение выбросов будет более значительным. Поэтому пошли на этот вариант», – пояснил он.
Управляющий директор по экономике и финансам «Самрук-Энерго» Айдар Рыскулов заверил, что цены на электроэнергию в 100 тенге за кВт-ч, производимую АлЭС, не будет. В свою очередь, для конечного потребителя тариф «АлматыЭнергоСбыта» установлен на уровне 20 тенге за кВт-ч.
«Мы провели предварительный анализ и выяснили, что в 2027 году, когда станция будет полностью переведена на газ, по нашим расчетам, при прочих равных условиях, тариф на электроэнергию, производимую АлЭС, должен быть 17,2 тенге за кВт в час. Конечный тариф для потребителя будет в районе 30 тенге за кВт/час к 2027 году. Все, конечно, зависит от цены на топливо, но фактически минимизация тарифа – наша основная задача», — заявил Рыскулов.
По словам Айдара Рыскулова, из-за того, что тариф на электроэнергию не поднимали с прошлого года, станции работают в убыток. К примеру, на Экибастузской ГРЭС и Алматинской ТЭЦ-2 не хватает 70 млрд тенге, привел цифры Серик Тютебаев. Рыскулов продолжил, что заявки на повышение тарифов были направлены в Минэнерго в сентябре прошлого года. Это сделали, так как в 2022 году работникам увеличили зарплаты на 20–25%, а с 2023-го – на 10%. Кроме того, на 15% подорожала транспортировка угля и выросла стоимость ремонта, которая в структуре тарифа занимает 30–40%.
«Ожидаем, что тарифы нам поднимут с 1 июня. Станции поднимут тарифы на 20–30%, но на конечного потребителя будет в районе 10–11% по Казахстану», – добавил он.
Ранее в «Самрук-Энерго» заявили, что тарифы для конечных клиентов «АлматыЭнергоСбыта» в следующем году вырастут на 1%, или 61 тенге в месяц, для среднестатистического потребителя. К 2027 году рост составит 16%, или 1054 тенге в месяц (по сравнению с 2023-м). В 2029 году, с вводом в эксплуатацию дополнительных 4 ГВт мощностей, рост тарифов на конечного потребителя составит около восьми тенге за 1 кВтч.
Почему Казахстану сложно привлекать деньги в сферу энергетики
Рыскулов также указал на низкий тариф (для промышленных потребителей) на рынке электрической мощности (появился в 2019 году, тариф не повышался с тех пор и составляет 590 тыс. тенге за 1 МВт в месяц). В свое время это позволило привлекать инвестиции и направлять деньги на реконструкцию. Сейчас в сфере электроэнергетики возникла такая ситуация, которая не позволяет привлекать деньги.
«У нас нет источников финансирования в Казахстане. Уровень инфляции высокий, ставка заимствования выше 18–20%. В отрасли энергетики есть рентабельность на задействованный капитал. По требованиям Минэнерго, рентабельность составляет 11,79%, но фактически – 3–5%. Как мы можем возвращать 20%? Это тупиковая ситуация, которая не позволяет привлекать деньги. Кроме того, эту отрасль не финансируют зарубежные компании, банки. Мы представлены только на внутреннем рынке, поэтому инициатива о выделении дополнительных длинных денег крайне необходима», – утверждает Айдар Рыскулов.
По его расчетам, заем в 300 млрд тенге под 20% годовых, необходимый для реконструкции ТЭЦ-2, обернется для АлЭс выплатами кредитору 60 млрд тенге в год. Если учесть, что АлЭс продает «АлматыЭнергоСбыту» электроэнергию на 120 млрд в год, то половину этой суммы холдинг тратит на выплату процентов по займу.
«С вводом единого закупщика, который планируется с 1 июля, там также будет смягчение нагрузки в регионе, Алматы не будет платить все проценты, даже если тариф взлетит существенно. Мы ожидаем, что единый закупщик будет скупать всю электроэнергию Казахстана со всех станций и равномерно распределять по всем регионам, рост будет смягчаться, поэтому тарифная нагрузка сильно не должна влиять», – заключил Рыскулов.